Регионы

Случайное изображение

2217.jpg

Святое Казанско-Богородичное озеро село Съезжее

Святое Казанско-Богородичное озеро  село Съезжее

Самарская область » Богатовский район » село Съезжее

Святое озеро — одно из самых почитаемых святых мест Самарской области. Оно находится на окраине села Съезжее, на отшибе — узкое, извилистое. Еще несколько лет назад оно тянулось на четыреста метров. Теперь же обмелело и заросло травой.

Возникло село в 1787 году. По преданию, в то время на постройке сельского храма работал бескорыстный и милосердный к ближним каменщик Кузьма (Косма), известный в округе своей праведностью и подвижничеством. Считается, что благочестивая жизнь их земляка помогла людям уразуметь, в честь кого освятить престол храма, — в честь святых безсребреников Космы и Дамиана.

Раскопки археологов на высоком холме у озера показали, что здесь были древние поселения. На берегу озера, по рассказам старожилов села, жили монахи-отшельники. И еще совсем недавно там находили деревянные кресты и кадильницы, но известность озеро получило в 1958 году, когда Господь явил чудо людям. Главная свидетельница этого чуда, Зоя Егоровна Гордеева, скончалась 4 декабря 2006 года, но при жизни своей она неустанно рассказывала:

- В то время я работала свинаркой на свиноферме, которая располагалась на берегу озера. Была зима. Воду брали для животных из озера. Я приехала на лошади и только начала черпать воду из проруби, как вдруг вода засветилась необыкновенным светом, все засияло. В этом сиянии я увидела церковь, алтарь, Божию Матерь, Николая Угодника, ангелов, архангелов. Я бегала вокруг проруби, кричала, плакала. Здесь же хотела набирать воду женщина, которая работала на соседней птицеферме. Она тоже увидела это чудо. В ту самую ночь жители окрестных сел видели, как огненный столб с небес сходил в озеро».

Рассказанное женщинами взволновало всю округу — к озеру потянулись люди. Многим Господь явил чудо исцеления, кого-то укрепил в вере. А тех женщин потом несколько раз вызывали в милицию, заставляя отречься от увиденного. Местные власти засыпали озеро навозом, соломой, заливали соляркой, разгоняли людей из пожарных шлангов. Но небесные видения на озере продолжались, их очевидцами становились как местные жители, так и приезжие.

Известен случай, когда отставной военный, а ныне иконописец из Самары, стал свидетелем того, как из воды озера поднялся большой деревянный крест. Через некоторое время он ушел под воду. Другое загадочное явление стало даже предметом изучения самарскими учеными. Однажды утром, на восходе солнца, с неба на озеро, берег и на лужайку стали падать разноцветные шары. Их было очень много. Шары плавали на воде, двигались по земле, а люди пытались их ловить, но шары ускользали — так никто и не смог поймать ни одного.

Чудеса происходили и зимой. Однажды из проруби вышла Казанская икона Богородицы. Был случай, когда на глазах у людей из воды поднялось Евангелие, все украшенное золотом. В другой раз показался крест, а следом - три восковые горящие свечи.

Один случай особенно потряс людей. Вместе со всеми к проруби подошла одна женщина и зачерпнула бидоном воду. Глянула — а в бидоне змея плавает. Вылила в сторонку, опять зачерпнула воды — и снова достала змею. Так трижды черпала — и три раза в святой воде плавала змея. Заплакала женщина: «Ну почему мне Господь дает такое?».

А тут одна старушка ей и говорит:

- Доченька, в чем-то ты слишком виновата перед Богом.
Тут она и покаялась: «Да, я действительно змея! Великая грешница... Десять лет жила в блуде с родным сыном...»

С 2005 года в селе стал восстанавливаться Космо-Дамианский храм. И возникла традиция: приезжавшие паломники после Божественной литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери шли от церкви крестным ходом к озеру — около четырех километров. После молебна возле святого озера священник окроплял святой водой паломников. Потом люди устремлялись в воду. Озеро условно делили на мужскую и женскую половину. После праздника в храм приходили письма с рассказами об исцелениях.

Настоятель храма села Съезжее иерей Владимир Юдаков (ныне покойный) рассказывал:

- Казанско-Богородицкое озеро действительно Богом избранное место. Это ощущает каждый побывавший здесь человек. Кроме описанных явлений и множества исцелений, люди замечают еще и такие особенности. Во-первых, на озере никогда не бывает мошек, комаров, хотя на соседних озерах их множество. Во-вторых, вода здесь очень теплая и обладает большой выталкивающей силой. Глубина озера очень большая. Многие окунающиеся видят необычный «золотой свет». И хотя вода во второй половине лета «цветет», она никогда не бывает зеленой. Стоит раздвинуть водоросли, и видно дно на большой глубине. Чем дольше хранится вода в банке, тем прозрачнее становится, даже водоросли и осадок растворяются. Хранится она десятилетиями, приятна на вкус и запах. В-третьих, здесь водится много рыбы, но она не ловится. В-четвертых, здесь сохранились и растут растения, которых в Самарской области нигде нет. Озеро является предметом изучения ученых и специалистов-биологов.

В 2006 году на высоком берегу озера начато строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери.

О чем просят. Святая вода озера лечит суставы, травмы позвоночника, избавляет от никотиновой и алкогольной зависимости, возвращает зрение и особенно помогает парализованным.

Однажды из села Богатое привезли одержимую нечистой силой молодую учительницу. Попытки нескольких крепких мужчин напоить ее водой и искупать в озере закончились ничем. И только после того как был отслужен молебен и люди 40 раз пропели молитву «Богородице Дево, радуйся», учительница обмякла и выпила воды. Ее искупали. После этого она стала здорова.

Каждую субботу в 12.00 на Казанско-Богородицком святом озере служится молебен о здравии с чтением акафиста в честь иконы Божией Матери «Казанская».

------------------------------------------------------------------

Несколько лет назад, когда к святому озерцу, что в окрестностях села Съезжее, в Богородицын день сошлись многочисленные паломники, кто-то воскликнул, что видит город. Люди обратили свои взоры чуть повыше воды и некоторые из них узрели, что над водой, колеблемый воздушными струями, возвышается... прекрасный град. Видели не все, но те, кто удостоился видения, испытывали чувство необычайной легкости душевной. Наверное это была благодать.

Некоторые после авторитетно заявили: “Массовая галлюцинация”. И успокоились. Но как тогда поступить с другими фактами и видениями, коих за последние полвека было немало? Ведь события следовали непрерывной цепью, и всякий раз, когда очередной явление пытались анализировать, всплывало простое слово: чудо...

Итак, было под селом Съезжим озерцо, которое считали простым колхозным прудом. Из него пила скотина, в нем мыли ведра доярки, а пацаны ловили карасей. И ничего особенного. Съезжее - село не такое и старое, ему все-то от основания 217 лет. Первоначальное название села было Леонтьевка, по имени первого поселенца, а селились здесь удельные и государственные крестьяне, по национальности русские и мордва. Съезжим село стали называть по названию реки Съезжей, притока реки Самарки, а так же оттого, что в селе проходила крупная ярмарка. В 1820 году построена была Космодемьянская церковь, дожившая до наших дней сильно поврежденной. В селе процветал гончарный промысел, который ныне зачах, а вот земли (по преимуществу пойменные) оказались малопригодны к земледелию, отчего ни в те времена, ни в нынешние, сельское хозяйство значительных доходов не приносило. Ныне местный колхоз разорен и население перебивается случайными заработками и в основном живет урожаями с личных огородов.

Таких прудов , как “святой” в пойме двух рек много и почему чудеса стали случаться именно с этим, совершенно непонятно. Да и не озеро это вовсе, а зарастающая старица реки Съезжей, больше похожая именно на колхозный пруд. Началось все с простой колхозницы по имени Зоя, которую после прозвали “Зоей-богомолкой”. Это произошло в 1958 году. Однажды... а, впрочем, зачем я буду рассказывать легенды? Духовная история России знает тысячи случаев чудесных явлений и в сущности все они являются преданиями типа “однажды мальчик (пастух, монашка - варианты прилагаются) увидел на берегу (реки, ручья, моря) икону...”, передающимися из уст в уста. Здесь мы имеем случай поистине уникальный. Зоя-богомолка жива!

Она долго, десятилетиями пряталась от посторонних, старалась помалкивать даже тогда, когда слухи о чудесах повлекли к святому озеру толпы паломников. Даже священники, приезжающие сюда помолиться, не знали толком, кто такая эта полумифическая Зоя и были почти уверены, что она - народная выдумка. Ну, разве может простая то ли доярка, то ли телятница удостоится чудесного явления самой Божией Матери? А она удостоилась.

Я не знаю, почему, но бабушка Зоя, чье полное имя Зоя Егоровна Гордеева, приняла меня, грешного и рассказала все так, как оно было. Зоя Егоровна возраст имеет почтенный, она 1908 года рождения, она почти не ходит, больше лежит в постели, но ум у нее светлый, а память цепкая. Во время разговора она не расстается с плетеной лестовкой (с такими монахини обычно читают молитвы):

- ...Я свинаркой тогда работала. Мы из этого озера возили воду свиньям, и как-то зимой, в 58-м году... а день был под Богоявление. Два раза я съездила на лошади к озерцу этому, а третий приезжаю, гляжу - на полыньей Божия Матерь. Она такая чуть прозрачная, высотой повыше меня, и прямо в глаза мне смотрит. Я в село побежала, кричу: “Богородица явилась!”, и во все ворота стучу. Большинство не поверили, а те женщины, что пошли к озерцу-то тому, увидели Ее. Знающие сказали: “Казанская...” Пошли другие к озерцу, из тех, кто не верит, а образ-то исчез...

В последующие дни образ Богоматери над озерцом возникал еще не единожды, тому были уже многочисленные свидетели, а летом, в день Казанской Божьей Матери на берегу озерца собрались несколько сотен людей. Церковь в Съезжем к тому времени была разрушена (как и все другие церкви в округе), религия признавалась “опиумом”, и собрание было тайным. Молились, омывались водой из озерца, но чудесных явлений не наблюдали. Тем не менее молва о чуде шагнула далеко за пределы села, района и области. В последующие годы, в дни религиозных праздников, у озера стали собираться даже не сотни, а тысячи людей. Считалось, что вода из озера (особенно в Крещение и в Богородицын день) обладает целебным действием; кстати, она имеет свойство не портиться годами.

Началась долгая и непримиримая борьба между верующими и атеистическими властями. Само собою, несанкционированные сборища весьма напрягали начальство, ведь за допущение молебнов можно было поплатиться постом. Доходило до жестоких физических столкновений. Толпы паломников (а приезжали к озеру издалека) пытались разгонять с милицией. Председатель сельсовета, начальник районной милиции пытались увещевать непокорных, но те не слушались. Тогда за дело брались некие люди в штатском, приезжавшие из Куйбышева - они арестовывали местных женщин-“зачинщиц” и увозили их в неизвестном направлении. Женщины через несколько дней возвращались, все больше помалкивали - но все равно в следующий праздник спускались к озеру молиться. Два раза, в 1959- и 60-м годах, официальные милицейские сводки фиксировали... бунты. В 60-м, например, милиция попыталась схватить некого бородатого старика, проповедавшего Слово Божие, и женщину, торгующую иконками, На крик “Православные, на помощь!” мужики стенкой пошли на милицейский пикет и буквально вырвали арестованных из рук органов. Милиционеры и КГБ-шники опешили и побоялись кого бы то ни было арестовывать. “Брали” бунтарей после, по одиночке.

В последующие годы озеро пытались попросту уничтожить и происходило это кощунство по инициативе тогдашнего председателя сельсовета Прокофьевой. Сначала в него начали сливать отходы свинофермы. В 63-м и 63-м травили воду соляркой, выливали туда бидонами карболку, креолин, отчего в селе потом дохла скотина. Несмотря на это люди брали из озерца воду и. Что удивительно, вода не теряла своих удивительных свойств.

В 70-е годы власти поутихли и стали относится к паломничеству более-менее лояльно. Но что же наша свинарка Зина-богомолка? С ней приключилась особая история. Она попала под пресс антирелигиозной власти “по полной программе”. Ее много раз вызывали или доставляли с конвоем в районную милицию и следователи ее “обрабатывали”: заставляли признаться пред честным народов, что все это она выдумала. Стращали тюрьмой и даже завели дело (по анонимному письму) о том, что якобы она возит воду из озера в Куйбышев продавать. В районной газете писали на нее убийственные фельетоны. От своего видения Зоя Гордеева не отреклась, но кое-чего власти все-таки добились.

Зоя-богомолка после того чудесного зимнего дня несколько десятков лет у озера не появлялась вообще; власти ей запросто тогда сказали: “Увидим там - детям твоим не сдобровать!” На Крещенский молебен она пришла только в 1993 году, после перерыва в 35 лет.

И еще. По селу упорно ходят слухи о том, что в ТОТ день на берегу озера была обнаружена чудотворная икона. Никто не знает где она, известно только, что есть в Съезжем имеется община, состоящая из верующих женщин, которая сейчас взялась возрождать поруганный Козьмодемьянский храм, но слухи о наличии иконы женщины всячески отвергают. Одно из двух: либо в них жива подпольная закваска, либо иконы нет и в помине.

Почему чуда удостоилась именно эта женщина? У меня есть на сей счет свое мнение. Ответ, мне кажется, кроется в самой жизни бабушки Зои. Сама она про свою жизнь рассказывает так:

- У меня было трое детей, сын Иван, да дочери Лиза и Нина. Последняя, Нина, 41-го года рождения, ей две недели от роду было, когда мужа моего, Ивана Тихоновича, забрали на фронт. Погиб он в 42-м под Ленинградом и я одна поднимала детишек, да еще отец с матерью пожилые и больные на мне были. Мы ж пережили голод двадцатых, это когда у нас в Поволжье до людоедства доходили, и голод 33-го года... Мы тогда с мужем в Ташкент от голода уехали, “на хлеба”, а, когда сюда, в Съезжее вернулась, в войну тут тоже голод... Я была колхозницей, овец пасла, на быках пахала (мужиков-то не было), потом телятницей, свинаркой... так и прошло все время-то. Мне досталося много. Шуточное дело - в голодовку перенесть такую семью: детишек трое да родители пожилые; такую ораву увела от смерти. На свиньях я инвалидность заработала. И мне все некогда было. Бабы, чтобы не работать в религиозный праздник, прятались в погреба, а я, только в окно стукнут - бегу работать...

Есть такое народное выражение: не стоит село без праведника. Может быть, и так...

После чуда баба Зоя, хоть и приказано было ей “сидеть и не рыпаться”, лечила людей. Молитвой. Как к озеру, так и к ней стекались люди - за исцелением, как физическим, так и духовным. Некоторые к ней относились (да и сейчас относятся) как к колдунье, и даже побаиваются. Но абсолютное большинство уважают. А то как же: долгие годы только она одна умела отчитывать покойников и блюла погребальные обряды в соответствии с христианскими канонами.

А детей своих она несмотря ни на что подняла. Сейчас они в возрасте, но живы и здоровы, а живет бабушка Зоя вместе со своей младшей дочерью Ниной. Дочь утверждает, что не верит в чудо святого озера:

- Мама нас с малолетства заставляла на коленях молиться. Божественная была, нам запрещала в октябрята и в комсомольцы вступать. Мы-то росли в боязни божьей, а я все равно в том пруду доильный аппарат мыла. Я ж дояркой работала в колхозе, а летний лагерь у нас аккурат у того пруда был. Я тоже, как и мама, рано осталась с детьми, муж мой погиб. Трудно было-то. Я не верю, а вот брат мой - поверил. У него какая-то болезнь была, слезы текли из глаз, так жена его к пруду повела, глаза помочила водой-то, слезы у него перестали идти. Поверил... Туда и увечные, и калечные стекаются, в особенности на Крещение. Но что там на самом деле было - знать не знаю...

Мы тоже не знаем. Если тысячи людей верят и многие получают от бывшего колхозного пруда исцеление - значит, что-то в этой воде бывшего русла незнаменитой реки есть. Все зависит от того, ЧТО человек хочет увидеть в этой воде, которая, кстати, и сейчас кристально прозрачна.

В январе 1958 года работница свинофермы Зоя в четыре часа утра спускалась к проруби в безымянном тогда озерце - набрать воды. И вдруг увидела над озером в воздухе сияющий, чуть затуманенный образ Казанской Божьей Матери. Богородица смотрела прямо в глаза Зое. Свинарка побежала по селу и с криком стучала в ворота - вскоре на берегу озера собралась толпа людей, но чудесный образ уже исчез. В последующие дни несколько человек снова видели над водой образ Богородицы. С этого времени у озера начались молебны в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1959-1963-х годах у озера происходили особенно жаркие столкновения с властями: собирались толпы верующих в несколько тысяч человек, их пытались разгонять - к озеру во время молебна приезжала председатель сельсовета Прокофьева, начальник районной милиции, суровые люди в штатском из Куйбышева. В Съезжем несколько женщин были арестованы. Два раза, в 1959 и 1960 годах, толпа бунтовала, когда милиция пыталась схватить какого-то седобородого проповедника и женщину в черном платье, торгующую иконами. На крик "Православные, на помощь!" мужики стенкой шли на милицию и вырывали из их рук арестованных. Власти пытались - по инициативе А. Прокофьевой - уничтожить озеро: сначала в него стали сливать отходы свинофермы, а потом (в 1962 или 1963 году) травили озерную воду дизельным топливом, заливали туда бидоны карболки - от чего в селе потом дохла скотина, которую поили озерной водой.

Сейчас озеро в Съезжем по-прежнему славится, 21 июля, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, собираются сотни паломников, даже издалека (мне говорили, что уже много лет к озерцу в Съезжее приезжают паломники из Москвы, из Риги, с Кавказа. Говорят, что вода из этого озера помогает особенно параличным, если они все время молят Божью Матерь об исцелении.

Хранительницы озерца - местные старушки-читалки, их в Съезжем сейчас около десяти.

В селе ходят слухи о том, что в озере была обнаружена чудотворная икона, и она сейчас хранится у кого-то из съезжан.

Исцеления у Святого Казанско-Богородичного озера

 

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

irinarh.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info