На этой страничке вы можете познакомиться с изречениями православных святых. Их слова - это крупицы мудрости духовной. Их поучения направлены к нашим сердцам, дабы мы, внимая духовному опыту святых, смогли бы очистить сердце свое от страстей, смогли идти по тернистому пути в Царство Небесное, имя таковых помощников.
*****
"Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается." - Старец Николай Псковоезерский.
Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Прп.Серафим Саровский.
Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели.
Слеп милостивый, если он несправедлив: возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.
Тени и колесу подобны житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертятся, как колесо.
Настоящая жизнь наша не есть жизнь истинная, действительная, для какой мы предназначены Творцом. В отношении к будущей, ожидающей нас жизни, она есть тоже, что жизнь птенца в яйце, что жизнь младенца в утробе матери.
Давай нуждающимся не с тем, чтобы избавиться от докучающих и зрелища бедности, но чтобы иметь утешение видеть, что участь их облегчена.
Всячески почитай лики живых, да почтешь, как должно, лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. Не уважающий лика человеческого не уважает и лика Божия.
Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что столько имел попечений о том, что не приносит тебе никакой пользы.
Не мечтай быть в живом союзе с Богом, отчуждаясь от ближних и холодным пребывая к ним. Слушай Апостола, который говорит, что не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Терпи мужественно в этой временной жизни всякие посылаемые от Бога скорби, чтобы вечно радоваться в будущем веке. Ибо кто не терпит здесь скорбного, тот не получит там радостного.
Обращаясь с худыми - и сам сделаешься худым, с хорошими, добрыми, богобоязненными - и сам сделаешься хорошим добрым и богобоязненным.
Удалившийся в пустыню не должен сожалеть о мире, им оставленном; а призванный жить в мире не должен говорит, что здесь не возможно спастись.
Блажен тот, кто так в нравственном отношении воспитал себя, что может радоваться за благополучие и счастье других, хотя бы сам ничего этого не получил.
Кто раб богатства, тот и хранит его как раб; а то сверг с себя иго рабства, тот раздает богатство, как господин.
Золото и серебро без огня не очищаются; равно и душа, не будучи ввержена в горнило скорбей и страданий, не может очиститься от скверн греховных.
Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей.
Мы думаем о себе, что смиренны, пока нас не трогают, - это не смирение; вот смирение истинное: когда унижают, оскорбляют, тут себе и говори: стою этого за грехи мои.
Должно ненавидеть и преследовать грех, а не согрешающих.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
Самая высокая власть есть власть над своими страстями. Больше чести править собою, чем править другими, и больше славы исполнять законы, чем налагать их.
Истинно благородный человек никогда не выпускает из памяти благодеяний, какие получает от других, но легко забывает те, какие делает сам.
Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больными, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого.
И малый грех может довести человека до великих беззаконий.
Любовь - великая сила: она и немощного делает сильным, и малого - великим, и незначительного - достопочтенным, и прежде знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит ее во мне Духом своим Святым. Прав. Иоанн Кронштадтский
Солнце не себе светит, но всему творению, облака не хранят в себе воды, но изливают ее на землю, земля не удерживает в себе плодов. Так и дарования, данные от Бога, должны быть общими для нас и ближних. Разумный не только себе, но и ближнему разумом своим должен приносить пользу. Богатство не только богатому, но и другим должно служить. Так и во всем прочем; все это таланты Господа нашего, за которые мы дадим Ему ответ в день пришествия Его. Ибо все, что имеем - Божие, а не наше, и дано от Бога не только ради нас самих, но и для наших ближних. Если кто от добра Божия, данного ему, не уделяет другим, тот грешит против Бога, даровавшего ему блага Свои, за что будет истязан в день суда Христова. Свт. Тихон Задонский
Диавол прежде греха представляет Бога милостивым( мол, простите мне грех мой), но после греха справедливым ( мол, воздаст мне по справедливости). Это есть хитрость. А ты напротив делай: прежде греха представляй себе правосудие Божие, чтобы не согрешить; когда же согрешишь, помышляй о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино. Свт.Тихон Задонский
Наша обязанность - всегда, всю жизнь нашу вести себя так, чтобы когда станут звать нас из этой жизни немедленно сказать: "Готово сердце наше". Свт.Иоанн Златоуст
Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы они ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. Фома Кемпийский
Увы, душа моя! Зачем не радишь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? прп.Ефрем Сирин
Не тяготейте к земле. Все тленно - только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь. Свт. Феофан Затворник
Не читайте затем, чтобы только почитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет. Свт.Феофан
У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Поэтому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: гадания, толкования знамений, прорицание, вызывания мертвых, вдохновения, карты и многое другое...И на всякую ложную приманку демонское ухищрение указывает обольщенным, чтобы люди отступили от Бога, обратились к служению демонам...Прп. Григорий Нисский
Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благами. Свт. Василий Великий.
Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности - и не будете уловлены от диавола. Птица, чем выше летает, тем бывает безопаснее; а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена.
В молитве другого имеют нужду и святые; но кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.
Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня (обратившись в страсть) смирит тебя.
Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка от пустых десед, осуждения, подавление в себе гнева, отказ в греховных желаниях, отлучение от оскорбления, похотей, злословия, лжи, клятвопреступления.
Лучше сто крат пасть ногами, нежели языком.
Я видел многих, впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание.
Не столько мы стараемся о своем спасении, сколько диавол о нашей погибели.
Мы себя бесчестим, когда черним честь других.
Лови минуты, чтобы уловить годы и не упустить всей жизни.
Искусство все превращать в золото отнюдь не так важно, как искусство превращать мертвое золото в живую и от смерти избавляющую добродетель.
Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много роздал.
Роскошь и скупость - противоположные сестры, но обе смертоносно заражают человеческие сердца. Одна расточает, другая хранит и учит стеречь богатство, но обе - на гибель человечеству. Одна расслабляет, другая связывает человека, но и та и другая умерщвляет его душу.
Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу, и хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достичь Царствия Небесного, очищая таким образом грехи и омывая нечистоту.
На пути, по которому ходят и ездят, не растет никакой травы, хотя бы тут и посеяны были семена, так как это место непрестанно утаптывается. И в нас не возрастают добродетели, если мы преданы развлечению, ибо добродетели попираются развлечением, порожденным страстями.
Почему вы не огорчаетесь, когда дитя грозит вам или старается рассердить вас? - Потому что вы старше и умнее его: угрозы его для вас тоже, что жужжание мухи. - Если бы вы имели истинно возвышенную душу, то оскорбления и обиды, причиненные вам от кого-либо из собратий ваших, трогали бы вас не более.
Пост тела есть пища для души.
Всех больше из птиц небесных - орел, из зверей земных - лев, из сынов же человеческих - боящийся Господа.
Нередко и праведники предаются в руки нечестивых, не к славе нечестивых, но для испытания праведных.
Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым безумным словом, слетевшим с наших уст.
Нищий тот богач, кто тленным серебром и златом богатеет, но добродетелью нищенствует.
Сердце человека есть нива, заросшая тернием греха; возделывая сию ниву, христианин должен твердо помнить, что корни страстей в нем не совсем истребляются до самой смерти и, при малейшей с нашей стороны рассеянности и небрежности, могут пустить от себя ростки, которые беспрепятственно заглушают доброе семя, с трудом посеянное и с трудом взращаемое.
Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезла, а дружбу - на меди, чтобы навсегда соблюдалась твердою и непременною(неизменною).
Песчинка мала, но миллионы песчинок составляют гору. Что составят повторяемые каждый день малые грехи?
Тщеславие есть подводный камень: если в него ударишься, то погубишь груз.
Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами.
Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души.
Рука бедного есть сокровищница Христова: что получает нищий, то получает Христос.
Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она необуздана разумом и воздержанием.
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.
Среди людей немало имеет веса род и происхождение; но славнее самому быть светилом для потомства, чем отражать на себе только свет предков.
Учись до гроба, считай потерянным тот день, в который ты не перенял никаких уроков мудрости.
Напоминай себе часто, что чрез недолгое время или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство.
Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть.
Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни, - и не согрешишь пред Богом.
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Не заботясь о своих недостатках, завистливый мучается совершенствами других.
Жизнь наша в мире сем - не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку.
Не для того дано Священное Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертили его и в сердцах наших.
Христианин, не искушенный бедствиями, подобен воину, еще не бывшему в сражении.
Грех мы должны ненавидеть, но грешников любить.
Соблазны мира сильны не сами собою, но нашею произвольною слабостию.
Худ тот христианин, который оставляет грех только потому, что рука и нога более не действуют.
Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное что пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. Тоже бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его.
И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питает огонь.
Между клеветником и теми, которые с удовольствием слушают его, такое же отношение, какое между преступником и его сообщниками.
Добрый, если и служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, и притом такой, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков.
Все несчастие состоит не в том, что ты пал, но что, упавши, не встанешь, - не в том, что согрешил, но в том, что упорствуешь в грехе.
Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.
Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.
Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня - уничтожать нечистоты душевные.
Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху : золото должно служить средством ко спасению, а не к погибели души.
Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.
Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий.
Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия.
Не тот искренно милосерд, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя и нужного в пользу бедных.
Истинно полезное есть то, что может служить к достижению вечной жизни, а не удобств и радостей земных.
Иной богат деньгами, а беден душою.
Не говори всего, что знаешь, но непременно знай все, что говоришь.
Люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает, а многословие расточает.
У всякого христианина должен быть свой жизненный крест, как у странника свой посох.
Птице ли тяжки перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша, оперившись, возлетает на небо.
Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен дереву, имеющему листья, но не имеющему плодов.
Сын мудрый - утеха отца. Хочешь иметь такого сына? С младенчества направь его на путь добродетели и долга. Но помни, что легчайший способ к тому есть твой собственный пример.
Многие почитают себя праведными по сравнению с явными злодеями. Но пусть сравнят себя со святыми Божиими человеками, и тогда непременно увидят, что они суть бедные грешники.
Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье.
Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву.
Свеча продолжает гореть, несмотря на то, есть ли тут люди или нет; так и верующие неослабно должны творить добро, вовсе не думая о том, смотрит ли кто или нет на их дело.
Долг любви - это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается.
Подавайте милостыню всем, кто просит ради Христа, без излишнего и не всегда верного разбора, под спасением, чтобы тот, кому откажете в подаянии, не был Сам Христос.
Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными и ничтожными.
Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом.
Милостыню ты подаешь нищему, а приемлет ее Христос.
И деньги хороши, но не тогда, когда они господствуют над имеющими их: а когда облегчают нужды ближних.
Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно.
Без милостыни и молитва бесплодна.
Приобретай так, как бы не имел нужды; теряй так, как бы отдавал лишнее.
Истинная свобода - в господстве духа над телом и над всем, что имеет временное значение и относительную ценность.
Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою гибель, а чтобы расточал для своего спасения.
Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода стекает каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает(или читает) Слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.
Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.
Кто хочет услышан быть от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его.
Грешники, хотя и живут, мертвы, а праведники, хотя и умирают, живы.
Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы неспособны с надлежащей верностью исследовать пути премудрого Промысла.
Случается, что мы не в состоянии бываем последовать чьим-либо высоким добродетелям, но очень легко можем усвоить себе его недостатки.
Как печь без огня не может быть теплою, так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним.
Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.
Милостыня, поданная нищим, есть сокровище богатых.
Приносишь фимиам, но не приносишь молитвы; возжигаешь свечу, но не горишь духом.
Берегитесь, чтобы Бога, прославляемого во храме, не оскорбить делами в доме.
Наслаждение греховное временно, а мучения за него вечны.
Лучше быть смиренным грешником, нежели гордым праведником.
Лучше смиренно сознаваться в грехах, нежели горделиво хвастаться добродетелями.
Как воск тает от огня, так нечистый помысл от страха Божия.
И земные блага не без трудов достаются: почему же уклоняемся от благ Небесных по причине трудов?
О любви к ближним
-- Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним (Иаков Архиеп. Нижегор.).
-- Враг Бога не может быть другом людей.
-- В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга.
-- Возлюби единого Бога и возлюбишь всех чад Божьих.
-- Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- Святые были как Боголюбивы, так и человеколюбивы больше всех людей.
-- Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что, как мы любим кого, то и любим и того. кого любимый нами любит (Св. Тихон Задонский).
-- Мы должны иметь братское сердце к нашим ближним, потому что Бог имеет сердце человеческое ко всем нам (Прот. П.Соколов).
-- Бог всячески печется о тебе и непрестанно, не переставай же и ты пешись о ближнем твоем.
-- Люби Бога в Нем Самом и во всех тех, которые носят в себе образ Его (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- Если мы любим Бога, то необходимо должны любить и образ Божий - человека.
-- Уважая образ Божий в каждом человеке.
-- Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Который образ на себе носит: достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял (Св. Тихон Задонский).
-- Кто бы ни был ближний твой, за него Христос благоволил положить душу Свою.
-- Для чего отказываешь в любви ближнему, когда Христос не отказал ему в жизни Своей?
-- Тот не верует во Христа, кто не любит Его: тот не любит Его, кто не любит ближнего своего.
-- Господь любит всех нас; и мы должны любить всех (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- И самый ничтожнейший человек важнее всех прочих невидимых тварей.
-- Видя груду золотоносной земли, не знающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных. Подобно сему, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что в сей неблагообразной глыбе есть золото - существо человека, и особенно его душа (Филар. М. Москов.).
-- Не суди о человеке по внешности, но узнавай его внутренние творения.
-- Не по внешней судьбе, но по делам и жизни мы должны судить о достоинстве человека (Прот. И.Толмачев).
-- Под худою одеждою скрывается благороднейшая душа (Он же).
-- Иной живет в бедной хижине, но душа его, быть может, есть жилище Бога Триединого (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- Не то может унизить тебя, если окажешь любовь и почтение к ближнему твоему, хотя бы стоящему и на гораздо низшей тебя ступени ума, звания, состояния и нравственности, но - то, если не окажешь.
-- При виде несчастного опустим без внимания все, исключая его несчастия (Прот. И.Толмачев).
-- Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи (он же).
-- Кто не помогает другому, потому что он Иудей, Турок или лютеранин, тот не Христианин (он же)
-- Представляете всегда ближнего на своем месте, а себя на месте ближнего.
-- Учись терпению переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны (Фома Кемп.)
-- Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другими (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- Братия твои терпят тебя таким, каков ты: терпи и ты их такими, каковы они.
-- Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.
-- Тяжело тебе, когда никто не хочет разделять с тобою горя твоего: спеши же делить горе ближнего твоего (Филар. Архиеп. Черниг.).
-- Хочешь, чтобы тебя любили человеки? люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филар. М. Москов.).
-- Если хотим чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить (Св. Исид. Пелус.).
-- Единственное средство заставить людей говорить о себе хорошо - делать им добро.
-- Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних (Иаков Архиеп. Нижегор.).
-- И тому, которого ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро (Филар. М. Москов.).
-- Нужно быть справедливым ко всем, даже и к тем, которые не таковы в отношении к нам.
-- Будем неумолимы к себе, и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только самим себе (Плиний младший).
-- Истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога (Св. Григор. Двоеслов).
-- Нельзя, чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно.
-- Можно возлюбить всех, не переставая ненавидеть пороки (Филар. М. Московский).
-- Люби грешников, но ненавидь дела их (Св. Исаак Сирин).
-- Справедливо ненавидеть в злых злобу, но любить творение Божие (Блаж. Августин).
-- Учись подражать авве Исааку, который говорил про себя: "никогда я не вносил в келию мою помысла, неприязненного на брата, оскорбившего меня; равным образом я старался, чтобы и брат не вносил в свою келью помысла, неприязненного ко мне".
-- Употребляй усилия, чтобы никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам (Авва Пимен).
-- Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем (Авва Моисей).
-- Если не хочешь терпеть зла, то и не желай и делать зла. За последним непременно последует первое. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6,7).
-- Кто мыслит сделать зло другому, тот сам терпит его, прежде нежели сделает.
-- Не ищи своей пользы со вредом для других.
-- Не может человек вредить ближнему, не вредя самому себе.
-- Кто никому не делает ничего худого, тот ничего не может опасаться.
-- Кто причиняет вред, или наносит обиду другому, тот не имеет мудрости.
-- Злоба сама себе вредит (Св. Златоуст).
-- Как червь, подтачивающий дерево, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное (Авва Исаия).
-- Кто человека оскорбит, того и Бог оскорбит.
-- Не будем неправдами нашими навлекать на себя гнев правды Божией (Филар. Архиеп. Черниговский).
-- Мы не должны питать ненависти к ближним, из любви к нам самим.
-- Кто не любит. ненавидит брата своего, то есть всякого человека, в том и к Богу не может быть любви (1 Иоан.4,20), того и Бог не любит.
-- Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас (Св. Епифаний Кипрский).
-- Не довольно удерживаться от зла, если не будешь делать и добро. Мало того, чтобы никому не вредить, а нужно еще стремиться быть полезным для многих (Блажен. Августин).
-- Если ты не делаешь зла ближнему, - этого мало: не желая зла, делай ему добро, или ты уподобишься цветущему только, но бесплодному дереву (Ксенократ).
-- Не делайте другим того, чего бы вы не желали, чтобы вам делали: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что вы желаете, чтобы вам делали, - вот добродетель.
-- Любить ближних и делать им добро нужно не потому только, что это - прямая заповедь Божественного Законодавца Ветхого и Нового заветов (Лев. 19, 18; Матф. 22,37-39), но и потому еще, что в этой любви и споспешествование благу ближних, заключается наше собственное благо.
-- Польза каждого заключается в пользе ближнего, и польза ближнего в его пользе (Св. Златоуст).
-- Наливающий на руку свою елей, чтобы помазать слабого, сам прежде принимает тук от елея; так и молящийся за брата (и вообще заботящийся о пользе ближнего и делающий ему добро), прежде, нежели принесет ему пользу, сам получает пользу (Древ. Патер.).
-- Кто себя только любит, о себе лишь заботится, и думает: было бы ему только хорошо, - а другие пусть себе живут, как знают, - самый опасный враг наш.
-- Самолюбие - самый опасный враг наш.
-- Эгоизм - первое звено длинной цепи всяких пороков.
-- Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.
-- Кто живет только для себя и ищет единственно собственных выгод, тот не может быть счастлив. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других.
-- Живи для других, если хочешь жить для себя (Сенека).
-- Сам Бог общителен; ибо создал разумные твари, которым бы мог открывать свои совершенства.
-- Кто думает только о себе, когда фортуна благоприятствует ему, в несчастье не имеет друзей.
-- Каждый должен предпочитать себе всех (Св. Вас. Велик.).
-- Долг всех и благо всякому - жить для всех.
-- Наша дружба пусть принадлежит людям добрым; наше уважение -благочестивым: наша ближайшая и первейшая забота - родным; наша любовь - всем; наша помощь - нуждающимся (Прот. И.Толмачев).
-- Истинно добрый человек забывает свои печали в чужих печалях и радости в радостях себе подобных (Лафатер).
-- Не говори о своем счастии с человеком, который гораздо несчастнее тебя (Плутарх).
-- Не отрекись принести в жертву справедливости и свое спокойствие, выгоды, а иногда благоволение многих сильных, чтобы спасти одного бессильного.
-- Кто может помочь утопающему, и не поможет, тот потопляет его.
-- Тот не спасет себя, кто не хочет споспешествовать спасению других.
-- Если не можешь оказать помощи несчастному, то хотя сострадание окажи ему.
-- Сострадание в несчастии человека есть тоже для сердца, что роса для растений.
-- Авва Агафон говорил: "если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных, и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением". Такова совершенная любовь!
-- Истинная любовь всегда расположена более сделать, нежели сколько делает, или даже сколько может сделать.
-- Долг любви - это такого рода долг, что непрестанно уплачивается. но никогда не выплачивается.
-- Тот много делает, кто много любит (Фома Кемп.).
-- Много делает, кто хорошо делает. Хорошо делает тот. кто общему благу более, чем своей воле служит (Он же).
-- Люби более всех и всего - Бога. После Бога любовь к ближнему уравнивай с любовью к самому себе, а если хочешь совершенства, то последнюю приноси в жертву первой, и - земное счастье, какое ты приобретешь себе вследствие сего, будет для тебя началом и залогом твоего вечного блаженства на небе.
-- Не будь самолюбив, и будешь Боголюбив (Св. Максим Исповедник).
Обязанности детей в отношении к родителям
-- Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга (Св. Амвросий Медиоланский).
-- Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде, нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя.
-- Если по наставлению Апостольскому, жена должна бояться мужа (Еф. 5,33), то, конечно, гораздо более дети - своих родителей.
-- Повиновение родителям есть не только должность, но и польза наша. Мы получаем чрез них жизнь, и, повинуясь им, можем продлить ее; ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6,2).
-- Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством (Филарет М. Московский).
-- Хвалить детей своих значит тщеславиться; порицать отца и мать значит порицать самого себя.
-- Каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут.
-- Чем кто согрешает, тем по большей части и наказывается.
-- Бог неблагодарных к родителям сыновей и дочерей часто наказывает неблагодарностью их сыновей и дочерей.
-- Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы дети ваши поступали с вами (Амвросий Рандю)
Юность
-- Блажен, кто от юности готовится предстать Верховному Судии, Который потребует отчета ха все возрасты!
-- Неизвестна юности старость, но открыто, что готова погибель нераскаянному юноше.
-- Сколько молодых людей, обольщенных безрассудной склонностью к чувственным удовольствиям, предаются им с всецелою потерею своих интересов временных и вечных, подобно бабочкам, которые, воображая, что пламя так же кротко, как оно кажется прекрасным, безрассудно обжигают им свои крылья ! (Франциск де Саль).
-- Видали ль вы, как ветер сдувает весенние цветы с дерев, - как полный жизни и красоты цветок совершенно увядает, когда отторгнув его от корня, помнут в руках, - как самое лучшее дерево, попорченное чем-либо в нежном возрасте, навсегда остается уродливым, бесплодным и годно бывает только для сожжения? -Это образ юности, отторженной от добродетели и преданной в руки коварного мира, его удовольствий и страстей!
-- Ранний цветок приятнее бывает для вертоградаря: юность добрая, - благовонный цвет, обещающий благий плод, - несказанно приятнее Небесному Вертоградарю.
-- Злобный дьявол старается особенно молодых людей отклонить от дел бесчестия: но ты, юноша, не обольщайся его хитростями ! Кто поутру отправился в путь, тот скорее дойдет до предположенного места, нежели замедливший до вечера отшествием своим.
-- О, сколько слез достойно растление настоящего века! Хотят сделаться благочестивыми, принося в дар Богу одни, так сказать дрожжи сил своих, безумно истощенных на греховное служение миру (Сир. 18,22) (Прот. П.Соколов).
-- Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю свою жизнь, а не худшую часть ее (Прот. И.Толмачев).
-- Медленность исправления жизни не иное что выражает. как следующее: "пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь. Сначала уды мои предоставлю оружие греху, а потом, со временем, представлю их и оружия правды Богови (Рим. 6,13).
-- Так и Каин приносил жертвы: что было лучшего, то - в услаждение себе самому; а что похуже, - то Сотворившему и Даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам, - проводишь ли юность свою во грехах; а как скоро члены ослабли, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их, и по необходимости надобно оставлять в бездействии (Св. Василий Великий).
-- Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что более (Прот. И.Толмачев).
-- Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию (Св. Василий Великий).
-- Худ тот Христианин, который оставляет грех только потому, что рука и нога более не действует (Прот. И.Толмачев).
-- Если перестанешь грешить по причине возраста, это будет по милости твоей немощи. А мы хвалим (на основании слова Божия) тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какой либо необходимостью (Св. Василий Великий).
-- День земли всегда оканчивается вечером: и потому потерявший утро может иметь некоторую надежду вечером возвратить потерянное: а день жизни человеческой часто прежде вечера (старости), нередко и прежде полудня (мужеского возраста) внезапно прекращает нощь смертная (Филарет М. Московский).
-- Многие говорят, что они предадутся Богу в летах более зрелых: но достигнут ли они до этих лет, как надеются? Или, если и достигнут, то так ли легко им будет перемениться, как думают?
-- Неужели вы думаете, что в старости вы более, чем в цветущем возрасте, будете иметь и готовности принять покаяние, и твердости - устоять в нем, и ревности - показать его опыты, и силы - преодолеть его препятствия?
-- Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
-- Вы обманывайтесь, если думаете, что страсти утихнут вместе с юностью. Сколько найдется стариков, зараженных постыдным пристрастием первых годов своей жизни! Сколько поседевших честолюбцев, которые не жалуются на усталость с ненасытною жадностью гоняясь за почестями, - а эти почести только увеличат издержки при их погребении и прибавят несколько лишних слов в их эпитафиях! Сколько вспыльчивых, в коих ни охлаждение крови, ни истощение сил, нимало не уменьшили прежний их раздражительности, доводившей до бешенства! Сколько сластолюбцев, которые, не смотря на дряхлость лет, питают еще в костях своих потаенное пламя, которое угаснет только с их жизнью! Как жалки эти рабы своих жестоких повелителей1 (Флешье).
-- Старайся в юных летах отсекать свои худые наклонности, привычки и страсти, еще не глубоко пустившие свои корни в сердце твоем. Чем более будешь отлагать, тем труднее будет браться за это необходимое дело спасения своей души.
-- Как дерево, чем более растет, тем более в землю корень свой пускает: так, чем более растет греховный обычай, тем глубже в сердце человеческом утверждает свой корень (Св. Тихон Задонский).
-- И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питают огонь (Св. Петр Дамаскин).
-- Грех - горный поток, который чем дальше бежит, тем более увеличивается (Филарет Архиеп. Черниговский).
-- Привычки, снисканные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева; вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого.
-- Как дерево, чем больше будет, тем с большею трудностью исторгается из земли: так, чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большею трудностью от него освобождается человек (Св. Тихон Задонский).
-- Рано исправляй свои недостатки: те, которым вы допустите увеличиться, омрачат ваши лучшие добрые свойства.
-- Как приучишь себя в молодости, так и останешься на всю жизнь.
-- В прошедшем - семена настоящего и будущего.
-- Что посеешь в юности, то будешь пожинать во всей последующей жизни.
-- Рачительность в юности есть залог чести в старости (Авва Евагрий).
-- Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости (он же).
-- Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности и утешает изнемогающих в старости (Св. Иоанн Лествечник).
-- Как вечер прекрасного дня безоблачен, так конец прекрасной жизни спокоен и беспечален.
Блуд и целомудрие
-- Девство и брак не для всех, но целомудрие - для всех (Филар. М.Московский).
-- Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (Св. Нил Синайский).
-- Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженною нечистоту наших дел: да стыдимся тысячекратно более, когда Всечистый Бог и Его Святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотей желаний (Филар. М.Московский).
-- По замечанию естествоиспытателей, голуби удаляются оттуда, где заводится нечистота и пчелы удаляются от дыма; так и благодать Божия удаляется от того сердца, в котором бродят нечистые мысли и, так сказать, дымятся худые желания.
-- Бог будет в тебе обитать и действовать на тебя Своею благодатию лишь тогда, когда очистишь себя совершенно от плотских помышлений.
-- Жить и развиваться на пути добродетели невозможно без отсечения нечистых помыслов.
-- Для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения: напротив того те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога.
-- Когда душа во время сна еще обольщается нечистыми грезами, то это значит, что она еще не достигла совершенного целомудрия (Св. Кассиан Римлян.).
-- Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума (Св. Ефрем Сирин).
-- Чего глаз не видит и ухо не слышит, то в том сердце не будет ударять.
-- Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу (Св. Исаак Сирин).
-- Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, - а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь (Св. Нил Синайский).
-- Остерегайся женщин. Ты не святее Давида, не мудрее Соломона.
-- Помни всегда, что райского обитателя женщина изгнала из его прежних владений (Сир. 25, 27).
-- Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает (Св. Тихон Задонский).
-- Хотя и имеешь ты супругу, но бойся женщин. (Св. Ефрем Сирин).