Родился 29 августа 1880 года в семье крестьян Трофима и Марины Пряхиных. Два его младших брата умерли до его рождения. По просьбе матери псаломщик Введенской церкви с.Чулково с раннего возраста стал обучать Ивана грамоте. До 17 лет Иван жил с родителями, помогая им в хозяйстве. У юноши было сильное желание посвятить свою жизнь Богу, и в 1899г. он поступил в монастырь. Монастырь находился в двух верстах от г.Пронска, на реке Прони. Основным послушанием Ивана было пение на клиросе, в остальное время он трудился на различных хозяйственных работах. Там же начал читать книги духовно- нравственного содержания. Принял монашеский постриг в честь святого праведного Филарета Милостивого. Ревностно исполнял различные послушания: в хлебопекарне, в просфорне, в столярной мастерской, пел и читал на клиросе. По благословению духовника он по несколько недель проводил в святых местах: в Киево-Печерской Лавре, Оптиной Пустыни, в Сарове. С молитвенными подвигами он соединял подвиги великого воздержания и поста. Одним из послушаний иеромонаха Филарета был крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери "Споручница грешных" по селам Рязанской губ. Выходили из обители с крестным ходом после Пасхи, возвращались поздней осенью. В 1919г. монастырь был закрыт, и иеромонах Филарет стал служить в Покровской церкви села Срезнево. Вскоре после 1919г. настоятель Покровской церкви о.Николай скончался, и на его место был назначен иеромонах Филарет. Богослужения на приходе он стал совершать по монастырскому уставу. Покровская церковь привлекла значительное число монашествующих из закрытых монастырей - Иоанно-Богословского, Крестовоздвиженского, Пронского Спасского, Вышенского, Сушкинского, Бавыкинского и др. Ежедневно при церкви находилось до 150 человек, были созданы 3 хора. Из ответа иеромонаха Филарета на вопросы следователя о его жизни (1931г.): "В Покровском храме я поместил взятую из разоренной Спасо-Преображенской обители икону "Споручница грешных". Эта икона - копия, настоящая же чудотворная икона осталась в Пронске в соборе. Копия этой иконы была по заказу монастыря написана у пронского художника. Эта икона находилась в монастыре и никаких чудес не творила. И она начала творить чудеса, когда я ее взял к себе во время разгона монастыря, во время хождения по селам и деревням. Чудеса я знаю такие, после того, как люди прикладываются, то у некоторых прекращается болезнь головы и ее больше не бывает. Архиепископ Зарайский Вениамин благословил меня ходить с этой чудотворной иконой. Я с этой иконой обошел все села округи, народ узнал это, вскоре на поклонение стали приходить паломники сами. Совершая в Срезневской церкви монастырскую службу, я для этой иконы установил праздник 29 мая по старому стилю. В этот день со всей округи стекался народ для поклонения. Монахини меня посещали, все рассеянные в округе, человек 150 и больше". К чудотворной иконе Божией Матери в Срезневскую церковь приезжали священники из многих городов России. О.Филарет был ревностным пастырем. Приходящих в храм он духовно утешал, много и усердно молился о тех, кто особо нуждался в помощи Божией. Сюда стали стекаться люди, ища духовного исцеления и совета в житейских вопросах. О.Филарет обладал даром прозорливости. Рассказывают, как одна прихожанка, возвращаясь из храма, провалилась в прорубь, в ледяную воду. Звала на помощь, но услышать ее было некому, дома были далеко. "Батюшка, помоги, погибаю", - шепнула она и сразу почувствовала под ногами опору. Вдруг видит: бежит с горы диакон Димитрий, помогает ей выбраться на лед и говорит: "А ведь меня отец Филарет прислал тебе помочь!". В храм шел народ за 100 и 150 верст от Срезнево. В народе Покровскую церковь стали именовать монастырем. Игумен Филарет приезжал в Рязань по торжественным праздникам, служил там в соборе с епископом Иувеналием (Масловским). Когда во второй половине 20-х годов началось массовое закрытие церквей, он все чаще посещал московские монастыри, Киево-Печерскую Лавру, где молился о спасении России. В Москве бывал в Петровском монастыре, Донском и Даниловском. В Донском был на похоронах Патриарха Тихона. Будучи в 1930г. в Даниловом монастыре, встречался с митрополитом Сергием (Страгородским). В Киеве исповедовался у епископа Антония. В 1930г. на празднование Срезневской чудотворной иконе Божией Матери, собралось множество священнослужителей и мирян. Рязанский ОГПУ сообщал в Москву: "В с.Срезнево по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев - всего около 8 тысяч человек. Такое большое скопление народа объясняется тем, что в с.Срезнево служит в качестве священника некто Филарет, который пользуется особенным авторитетом, слывет за "святого", широко практикует дачу советов по различным вопросам и болезням, почему к нему имеется широкое паломничество, даже крестьян из соседних Козловского и Тамбовского округов. 11 июня 1930г. на празднике находилось до 20 попов и 200 человек монашествующего элемента. Служба проходила в течении трех суток. В обычное, не праздничное время в доме Филарета всегда имеются временно проживающие прибывшие из разных районов монахи и монашки". В 1930г. и в 1931г. иеромонах Филарет приезжал в Рязань по торжественным праздникам, служил в соборе. Обладая даром прозорливости, он предвидел свой арест и аресты других срезневских монахов, утешал их: "Повинуйтесь, терпите, православные, Бог с нами!" Из показаний игумена Филарета на следствии: "Каждого монаха и монахиню, которые приходили помолиться в Покровскую церковь, я предупреждал о том, что возможен арест, что нужно к нему подготовиться. Сам я к нему был готов с прошлого [1930] года, мешочек с бельем у меня всегда висел на стене".
31 мая 1931 года отец Филарет был арестован вместе с 38 игуменами и монахами. Во время пятимесячного следствия игумен Филарет претерпел ночные допросы, избиения, угрозы, содержался в холодных сырых подвалах. На допросах на вопрос об убеждениях отвечал: "Православие, Отечество, Монархия". Следователи требовали отречения от Православной веры, показаний против священнослужителей и, в первую очередь, против владыки Иувеналия (Масловского), но он на это отвечал: "Народ против власти не настраивал, но сам постоянно молил Бога о даровании победы над супостатами и врагом считал каждого, кто идет против веры". Из показаний иеромонаха Филарета по поводу празднования иконе "Споручница грешных" в 1930г.: "После богослужения все священники в количестве 17 человек по моему приглашению собрались на трапезу и беседу. Во время беседы все жаловались, что власть накладывает на служителей и церковь большие налоги и существовать дальше Православной Церкви становится невозможным, нужно добиваться снижения налогов". 9 октября 1931г. был приговорен к 10 годам ИТЛ, а позже, на заседании Коллегии ОГПУ 12 ноября 1931г. срок заключения был сокращен до 5 лет концлагерей. По окончании срока весной 1936г., вернулся в Рязанскую обл. Прибыл в село поздно вечером тайно. Первым делом взял чудотворный образ "Споручница грешных" и ночью трижды обошел вокруг храма - и храм не закрывался все время гонений, служба в нем не прекращалась. Затем о.Филарет, боясь осквернения чудотворного образа, заменил его списком, а святыню спрятал. Игумен Филарет встретился в Рязани с архиепископом Иувеналием, который посоветовал ему для того, чтобы избежать скорого ареста вновь, уехать в Тверь (Калинин), где его никто не знал. По источнику [Зв1]: весной 1935г. по благословению владыки Иувеналия, вернулся на служение в с.Срезнево, где был арестован осенью 1937г. и через 7 месяцев заключения в Бутырках, в 1938г., по ст.58-10 был приговорен к заключению в Мариинское отделение Сиблага (Новосибирская о., Мариинский р., с.Верхние Чебулы). По прибытии в Тверь о.Филарет познакомился со священником о.Иоанном Ерошкиным, служившим в единоверческой церкви. О.Иоанн помог ему найти жилье. Дальняя родственница о.Филарета, проживавшая в пос.Клязьма под Москвой, помогала ему материально. В Твери о.Филарет прожил два года, а потом перебрался в село Трубино. В с.Трубино поселился в баньке, принадлежащей жителю этого села Ивану Зотову, приходившемуся о.Филарету дальним родственником. (Иван Зотов после отбытия второго срока заключения в Бутырках устроился на работу на торфоразработках, приобрел себе крестьянскую баню и приспособил ее под жилье). О.Филарет часто посещал в Твери единоверческую церковь и храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". В марте 1938г. о.Филарету было предложено место священника в с.Конаково, куда он и отправился. По прибытии в село о.Филарет вместе со старостой храма отправился в райисполком, чтобы зарегистрироваться , как того требовал закон. В райисполкоме регистрацию дать отказались и отправили их для решения этого вопроса в местное отделение НКВД, где в регистрации также было отказано, о.Филарет отправился в Тверь. 28 августа 1939г., в день Успения Божией Матери власти получили санкции на арест о.Филарета, а также епископа Калининского Палладия (Шерстенникова), двух священников, диакона и сторожа единоверческой церкви вместе с женой. Органы НКВД пришли арестовывать о.Филарета. В это время о.Филарет был на праздничном богослужении в единоверческом храме. Во время службы к нему подошел диакон Христофор, который служил в этом храме, и сообщил о.Филарету, что его приехали арестовывать сотрудники НКВД и посоветовал скрыться. Поверив диакону, о.Филарет понял, что имеет возможность если и не избежать ареста, то хотя бы подготовиться к нему, т.е. переодеться и взять теплые вещи, без которых в лагере обойтись никак нельзя, о чем батюшка знал по своему опыту. Вместе с родственником Иваном Зотовым они убежали через поле в лес, добрались до станции Кулицкая, где около с.Трубино располагалась их дом-баня. В этот же день игумена Филарета арестовали в этой баньке. Игумен Филарет подвергся 24 мучительным допросам. От него требовали показаний на епископа Палладия (Шерстенникова), архиепископа Иувеналия (Масловского), протоиерея Леонида Флоренского, на духовника Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), поселившегося после ссылки в 1933г. в с.Владычня Тверской обл. и на других священнослужителей. Он показания на них отказался дать. Виновным в а/с деятельности и участии в к/р церковно-монархической группировке себя не признал. В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме. Содержался в Ново-Ивановском отделении Мариинского ИТЛ особого назначения. Незадолго до смерти (?) принял схиму с именем Серафим. Умер в лагере от гриппозного воспаления легких, порока сердца и кахексии. 9 марта состоялось погребение схиигумена Серафима. В народе почитается как Филарет Пронский. Был канонизирован как преподобномученик игумен Филарет (Пряхин).