Регионы

Случайное изображение

25nv-monastery.jpg

Священномученик Протоиерей Анатолий (Правдолюбов)

Протоиерей Анатолий родился 6 апреля (ст.ст.) 1862 года в селе Давыдово, Рязанской губернии, Касимовского уезда. Родители его — иерей Авдий Семенович Правдолюбов и Екатерина Ивановна (урожденная Дорофеева-Пальмова). У отца Анатолия было пятеро братьев и две сестры. Старшим был Николай, затем — Порфирий, который впоследствии стал председателем Рязанской казенной палаты. Отец Анатолий был третьим ребенком в семье. Младшие его братья, Илиодор и Леонид, стали протоиереями, а самый младший, Николай, — заведующим канцелярией Рязанского губернатора. Обе сестры протоиерея Анатолия, Алевтина и Антонина, были замужем за священниками. Екатерина Ивановна, мама отца Анатолия, умерла рано — вскоре после рождения последнего ребенка. Иерей Авдий хотел сразу же после ее смерти уйти в монастырь, но ему было благословлено принять монашеский постриг только после того, как выдаст замуж свою самую младшую дочь. Так и воспитывал отец Авдий своих детей один, а когда выдавал младшую дочь, Антонину, замуж, то после ее венчания, прямо из церкви, не заходя домой, отправился в Рязанский Троицкий монастырь, где и принял монашеский постриг с именем иеромонах Антоний. Умер он в праздник Преображения Господня после Литургии в 1887 году. Анатолий Авдеевич окончил Рязанскую духовную семинарию в 1882 году и стал учителем в народном училище села Давыдово. В 1886 году он женился на Клавдии Андреевне Дмитревой (родилась 24 декабря 1866 года), дочери протоиерея Андрея Феодоровича Дмитрева, служившего в Покровском храме села Макавеево, Рязанской губернии, Касимовского уезда, и в том же году переехал ближе к месту служения своего тестя — в город Касимов. Здесь он стал учителем Касимовского духовного училища. Касимов, небольшой уездный русский город, расположенный на высоком берегу Оки, всегда был очень красив. Основанный, как и Москва, в двенадцатом веке Юрием Долгоруким, он отличался необыкновенной цельностью ансамбля. В Касимове было двенадцать церквей и два монастыря, а также множество красивейших зданий. Построенные в разное время, они, тем не менее, не нарушали единого стиля города, а дополняли его. «Вид Касимова замечательный, — вспоминал внук отца Анатолия, протоиерей Анатолий. — На излучине длиной в четыре километра амфитеатром стоит Касимов на каменных горах, как будто простирает он свои объятия к реке и заречной стороне, и самыми лучшими своими зданиями, зеленью, церквами смотрит на реку». Анатолий Авдеевич поселился в центральной части Касимова, недалеко от главной площади, представлявшей собой как бы основу города. Здесь стояли древние церкви Успения Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы, а также главный храм города — Вознесенский собор. Дополняли ансамбль площади каменные торговые корпуса, за которыми открывался необыкновенно красивый вид на Оку и заокские дали. Напротив Успенской церкви было расположено духовное училище, своими окнами выходившее на эту древнюю площадь. Анатолий Авдеевич стал преподавать в духовном училище, гимназии и духовных школах, а 20 февраля 1892 года был рукоположен во священника преосвященным Феоктистом, архиепископом Рязанским, к церкви села Змиевка Даниловского уезда. Почти два года отец Анатолий занимался только преподаванием, а на постоянном приходе не служил. Только с 6 февраля 1894 года он стал служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Касимова, а в 1909 году был назначен наблюдателем всех церковных школ Касимовского уезда. В 1896 году отец Анатолий совершил поездку в город Чернигов для того, чтобы 9 сентября (ст.ст.) принять непосредственное участие в прославлении святителя Феодосия Черниговского и открытии его мощей. Тот же внук отца Анатолия Авдеевича, протоиерей Анатолий Сергиевич, записал в своих воспоминаниях рассказ деда об этом событии. «Отец Анатолий участвовал в переоблачении нетленных мощей угодника Божия в новые одежды. Мы, священники, рассказывал дедушка, не могли удержаться от слез, когда стало видно его нетление. Его прекрасная с проседью борода, какую видно на его иконе, совершенно сохранилась, только была каждым волоском у корня отделена от подбородка. И как бы в знак того, что здесь Бог явил чудо над телом, подобном нашему и могшему истлеть, у святителя сотлела пятка на одной ноге, все же остальное тело было таково, будто он только что умер. Облачили его в верхние одежды и во все архиерейское облачение. На службе в гробнице его поставили почти вертикально на горнем месте. Служба поначалу была заупокойная, пели те самые заупокойные песнопения, кои поются над каждым из почивших, и на ектениях диаконы читали: «Еще молимся о упокоении раба Божия приснопоминаемого архиепископа Феодосия...» и прочее. В последний раз провозглашалось над ним все то, что до поры его прославления служило единственным способом молитвенного общения людей с ним. Но после Шестопсалмия, когда настало время петь «Хвалите Имя Господне...», архиереи и духовенство подняли раку с мощами святителя, вынесли ее на середину через Царские врата, зажгли свечи и запели: «Величаем Тя, святителю отче Феодосие...» Это было очень трогательно. Святитель Божий, начавший за много лет до прославления чудодейственно исцелять болезни притекавших к нему, доселе не перестает силою Божиею исцелять больных». Отец Анатолий всегда почитал святителя Феодосия, а небольшой плат, который он возложил на честные мощи новопрославленного святого и который привез с собой в Касимов, он прикладывал во время болезней к головам своих детей и внуков. И по молитвам родителей заболевшие дети очень скоро получали исцеление. Детей у отца Анатолия было много — двенадцать человек: Владимир, Николай (умерли во младенчестве в 1887 и 1888 годах), Владимир (†30-е годы), Сергий (†1950), Николай (†1941), Александра (†1979), Андрей (†1962), Клавдия (†1984), Нина (†1983), Антонина (†1986), Анатолий (†1915) и Александр (†1990). Двое из них стали священниками — протоиерей Сергий и иерей Николай. Оба они пострадали за Христа — долгое время находились в заключении и ссылке, а отец Николай был расстрелян в августе 1941 года. В 2000 году Русской Церковью они причислены к лику святых как священноисповедник Сергий и священномученик Николай. Старший сын отца Анатолия, Владимир, также страдал за Христа в заключении и был в тридцатых годах расстрелян в карагандинских лагерях. В 2000 году он канонизирован как мученик Владимир. По словам тех, кто помнил отца Анатолия, он был прекрасным преподавателем и проповедником. Говорил с особой властью и силой, глаза у него были синие и очень ясные. Отец Анатолий любил заниматься на земле, и в саду у него было множество цветов и плодовых деревьев. Вскоре отец Анатолий снова остался без прихода — в 1915 году вышло новое положение о наблюдателях церковных школ, по которому не разрешалось совмещать преподавание в школах и постоянное служение на приходе. Отец Анатолий был вынужден оставить приход и быть только преподавателем и наблюдателем духовных школ. О том, как протоиерей Анатолий Авдеевич относился к детям, сохранился рассказ одной очень старенькой женщины, которая всю жизнь прожила в Касимове и хорошо его помнила. Она была ученицей женской гимназии и совсем еще ребенком, когда пришлось ей держать экзамен перед очень серьезной комиссией, в которую входил отец Анатолий Авдеевич. Эта девочка так волновалась, что, выйдя отвечать, по-настоящему стала трястись, будучи не в состоянии что-либо ответить. «Отец Анатолий подошел ко мне, — рассказывала она потом, — обнял меня за плечи и сказал: «Успокойся, деточка, ты хорошо все знаешь и сейчас все ответишь!» У меня сразу страх прошел, я совершенно успокоилась и действительно ответила все очень хорошо. Но что самое удивительное, — продолжала рассказ эта женщина, — я больше никогда в жизни ничего не боялась и не волновалась так, как на том экзамене».


Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов. 16 февраля 2004 года, Москва.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow1764.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info