Мученица Анисия жила в III в. в г. Солуни. Родители ее были богаты и благочестивы и дали ей прекрасное образование. Наученная христианскому благочестию, она не гордилась ни своим образованием, ни богатством, любила кротость, скромность и уединение. Лишившись родителей в молодости, св. Анисия раздала все богатство бедным и неимущим, начала вести подвижническую жизнь и желала умереть мученической смертью. «Мучители и муки откроют мне райские двери», - думала она. Диавол всячески пытался совратить святую с пути спасения, наводил на нее леность и уныние и устрашал ее разными видениями; но она прогоняла его крестным знамением. В ее время царь Максимиан начал гонение на христиан. Однажды, когда св. Анисия шла в храм для молитвы, воин схватил ее и, узнав, что она христианка и идет в храм, повлек в капище для жертвоприношения. Святая со-противлялась, и воин умертвил ее мечом. На месте кончины святой Анисий впоследствии выстроен был храм.
Мученик Филетер был сыном никомидийского областного начальника и отличался красотой. Жил он в царствование императора Диоклетиана. Диоклетиан, услышав о красоте Филетера, хотел взять его к своему двору. Но когда узнал, что он христианин, начал хулить Христа. Тогда Филетер воскликнул: «Да заградятся уста всякого, кто будет хулить моего Христа!» Царь разгневался и велел сжечь его в печи; но когда святой остался там невредимым, отпустил его, тем более, что он был ему родственником. Преемник Диоклетиана Галерий также требовал, чтобы Филетер отказался от Христа, мучил его и сослал в ссылку. На пути святой мученик сотворил много чудес и тем привел многих ко Христу. Скончался он мирно в 311 г. в Сигрианской стране, около Кизика.
Преподобная Феодора Кесарийская была знатного рода. Родилась по молитве матери, которая, будучи бесплодной, пламенно просила Бога о даровании ей ребенка, поэтому и названа Феодорой, т.е. данной Богом. Родители посвятили Феодору Богу - отдали в монастырь. Здесь, под руководством игуменьи, она выросла в благочестии. Император Лев Исавр как враг монашества потребовал св. Феодору ко двору и назначил ей жениха. Все уже было приготовлено к браку, но жених вынужден был отправиться для отражения ворвавшихся в империю скифов. На войне его убили, и св. Феодора, возблагодарив Бога за то, что Он освободил ее от нежеланного брака, отправилась обратно в свою любимую обитель, приняла монашество, надела вериги и власяницу и начала проводить суровую жизнь. Скончалась около 750 г.
Преподобная Феодора Цареградская жила в Царьграде (Константинополе). Потеряв мужа, она раздала все свое богатство бедным и приняла на себя подвиг служить другим. Один константинопольский гражданин пригласил ее служить св. Василию (память 28 марта), когда святой жил у него. Феодора служила св. Василию как ангелу Божию. Перед смертью она приняла монашество и скончалась в 940 г. Св. Феодора оставила память о себе как о женщине кроткой, целомудренной и услужливой. Ученику св. Василия очень хотелось знать о загробной жизни св. Феодоры, и, по молитвам святого старца, это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала ученику, что она чувствовала, когда разлучалась душа ее с телом: как присутствовали и ангелы и злые духи; как злые духи старались завладеть ее душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на все доброе, что она сделала в течение жизни; как затем ангелы взяли душу ее и вели по так называемым мытарствам, где судятся человеческие души во всех грехах; каждый большой грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни, раскаяния и молитв св. Василия на земле, она миновала все мытарства и вошла в рай, и ей показаны были обители святых пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых, а также и муки грешников в преисподней.
Мученик Зотик называется Сиротопитателем, потому что прославился добродетелью милосердия к несчастным. Он занимал видную должность при дворе Константина Великого. Когда в его время в Константинополе появилась проказа, и для пресечения ее приказано было бросать зараженных в море, то он спасал несчастных, выкупая их из рук исполнителей жестокого повеления, и выселял в одно загородное место. Это делал он на деньги, взятые у царя на покупку драгоценных камней для украшения царской державы. Когда же умер Константин и воцарился на Востоке его сын Констанций, то он потребовал от Зотика камни. Зотик показал ему прокаженных, которые, узнав о приближении царя, встретили его со свечами. «Вот драгоценные камни, которые я с трудом выкупил от смерти золотом твоего родителя!» Царь разгневался на Зотика и велел привязать его к хвостам диких мулов и спустить с крутой горы, и святой мученик погиб. Потом император раскаялся в своем жестоком поступке и с честью похоронил мученика, а для прокаженных выстроил дом и приставил к ним служителей. Св. Зотик жил в IV в. С ним вместе пострадал мученик Вир. Память св. Ариана.
Святитель Макарий (в миру Михаил) родился в 1482 г, в Москве в благочестивой семье. После смерти отца его мать постриглась в монахини, а сам святитель в юности поступил в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. В 1523 г. митрополит Даниил возвел егов настоятели Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря в сане архимандрита. В обители святитель установил традицию соборного поминовения всей прежде почившей монастырской братии; устроил придел в честь своего небесного покровителя, Макария Египетского. Через всю жизнь пронес святитель Макарий любовь к этой обители.
С 1526 г, святитель возглавляет древнейшую Новгородскую и Псковскую кафедру. Здесь и начинаются его первые труды, принесшие ему впоследствии славу как зна-менитому устроителю русской церковной жизни. Он начинает широкую миссионерскую деятельность, устанавливает единообразный иноческий общежительный устав по всем новгородским монастырям, проявляет боль-шую заботу о строительстве храмов. Особое внимание святитель Макарий уделяет составлению житий и установлению памяти местночтимых святых: здесь он начал составление Великих Четьих Миней.
В 1542 г. Собором русских архиереев святитель Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. Великой заслугой нового главы Церкви был созыв в 1547 и 1549 гг. знаменитых Соборов с целью прославления русских святых, а в 1551 г. столь же знаменитого «Стоглавого» Собора для устроения церковных дел. Святитель благословил царя Ивана.
Святитель Макарий продолжал работу по написанию житии и служб гжгким святым. Под его руководством были также составлены «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия». Святитель благословил начало книгопечатания в Московской Руси.
Прославляя святых, Святитель Макарий при жизни постоянно общался с подвижниками, которые позднее были канонизированы Церковью: Василием Блаженным, Макарием Римлянином Новгородским, и особенно с Александром Свирским, который позднее по благословению святителя был прославлен. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. При кончине святителя (31 декабря 1563 г.) его лицо было как свет сияющее, и все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Митрополит Макарий был погребен в Успенском соборе Кремля.