Второй день праздника Рождества Христова посвящается прославлению Матери Христа Спасителя, Пресвятой Девы Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Богородицы этот день называется Собором Ее. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Когда Ирод узнал, что волхвы, поклонясь новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, то разгневался и велел избить младенцев в Вифлееме и окресностях. Но ангел явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф сделал, как повелел ему ангел. По смерти Ирода ангел снова явился Иосифу и велел возвратиться в свое отечество, и Иосиф возвратился, но поселился не в Вифлееме, а в Назарете, боясь Архелая, сына Иродова.
На второй день праздника Рождества совершается память святого праведного Иосифа, которому обручена была Богородица, святого царя Давида, из рода которого произошел Спаситель, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова. Св. Иосиф происходил из царского рода Давидова. Жил он в бедности, был ремесленником - плотником. Был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата Захарии, отца Предтечи, и имел сыновей и дочерей. Ли-шившись жены, Иосиф проводил жизнь в чистоте и святости. Он был уже восьмидесятилетним старцем, когда обручили ему Святую Деву Марию. Сам Господь чудесным образом указал, чтобы Богородицу обручили Иосифу. Первосвященник Захария положил на жертвенник 12 древесных ветвей, по числу сродников Марии, и помолился, - и ветвь Иосифова зацвела. Вскоре после обручения Иосиф понял, что Мария имеет во чреве. «Что делать, - думает Иосиф, - обличить Ее или скрыть, отпустить от себя?» И вот является ему во сне ангел и говорит: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и... Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21). И с этого времени Иосиф начинает служить обрученной ему Деве как Богородице, путешествует с Ней в Вифлеем для переписи, в 40 день по рождении Богомладенца - в Иерусалимский храм для посвящения Его Господу, затем в Египет для сокрытия Его от рук Иродовых, питает Богоматерь и Сына Ее, Иисуса Христа, от своих трудов. Иосиф не дожил до времени смерти и воскресения Христова. Жил он 110 лет.
Св. Давид был царем и пророком. Отца его звали Иессей. Давид пас стада отца своего. Был кроток и благочестив. Бог сам указал на него пророку Самуилу, когда нужно было помазать царя вместо Саула. Саул взял Давида ко двору как хорошо умеющего играть на гуслях, для того, чтобы игрой он облегчал его тоску. При помощи Божией Давид победил филистимлянского великана Голиафа. Когда прославляли Давида за это, Саул позавидовал ему и несколько раз пытался пронзить его копьем, но Господь хранил Своего праведника. Сам же Давид два раза имел возможность умертвить своего врага, но не сделал этого, почитая в нем помазанника Божия. Став царем, Давид устроил столичный город Иерусалим и в нем новую скинию. Давид однажды тяжко согрешил перед Богом, завладев женой Урии, но пламенно раскаялся в этом грехе. Памятником этого раскаяния оставил пятидесятый псалом. Давиду пришлось претерпеть великую скорбь от сына своего Авессалома, который еще при жизни отца объявил себя царем. Давид царствовал 40 лет. Он оставил книгу псалмов - Псалтирь, где предсказал многое о Спасителе. Псалтирь служит прекрасным руководством в молитве и прославлении Бога, и потому постоянно употребляется в церковном богослужении. Жил св. царь Давид за 1000 лет до P. X.
Священномученик Евфимии был епископом Сардийским. Жил в конце VIII - начале IX вв. Присутствовал на VII Вселенском соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва Армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Оракии) на Черном море.
Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина, и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался в возрасте 75 лет. Жил в IX в. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи.
Преподобный Константин жил в VIII в. Он происходил из евреев. Когда целовал он крест во время крещения и положил его себе на голову, то запечатлелся на его голове знак креста, который так и остался на всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти.
Икона Богородицы "Трех Радостей" находится в Москве в Троицкой на Грязях церкви. На ней рядом с Младенцем Иисусом младенец Иоанн Креститель. Называется икона «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остробрамою. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Бардовская или «Блаженное чрево» явилась в 1392 г. Находится в Москве в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от г. Киккос, находящегося на острове Кипр. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читайте под 12 ноября. О Максимовской иконе Богородицы читайте под 18 апреля.
Священномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 г. в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 г. схимонахом. Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в 1884 г. О его появлении рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят»». 17 декабря 1897 г. послушник Иван Бобриков был определен в число братий монастыря, в 1898 г, был пострижен в мантию с именем Исаакий я в том же году рукоположен в иеромонаха. 30 августа 1913 г, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Он участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. После революции, в 1918 г. монастырь был закрыт, но несколько лет еще держался под видом «сельско-хозяйственной артели». После окончательного закрытия Оптиной пустыни в 1923 г братия были изгнаны из нее и поселились на квартирах в Козельске, где чудесным образом в городском Георгиевском храме заняли все должности во главе с преподобным Исаакием. В августе 1929 г. все оптинские иеромонахи были арестованы и сосланы. Преподобный Исаакий был сослан в город Белев около Тулы, где в 1932 г. был арестован и после пяти лет душевных и телесных мучений сподобился от Господа мученического венца. Он был ложно обвинен, но остался тверд в своей правоте, отрицая все наветы, и безбожными властями 30 декабря 1937 г. был приговорен к смерти. Священномученик Исаакий был казнен 8 января 1938 г. (26 декабря 1937 г. по старому стилю), на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.
Архимандрит Исаакий, последний настоятель Оптиной пустыни, испытал всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.
В 1996 г. в числе других Оптинских старцев он был причислен к лику местночтимых святых; канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.