Св. пророк Авдий до призвания к своему служению занимал должность домоправителя при дворе царя израильского Ахава П. Среди всеобщего развращения он сохранил себя в благочестии. Когда Иезавель, жена Ахава, начала гнать служителей Бога истинного, то Авдий скрыл в пещерах сто таковых мужей и кормил их там во все время бывшего тогда голода. Когда пророк Илия свел с неба огонь на жертву, тогда как не могли сделать этого жрецы идола Ваала, Авдий радовался силе Божией и посрамлению идолопоклонников. Он был послан преемником Ахава, Охозией, привести к себе Илию, и в отличие от других посланных, которые были надменны и за это были опалены огнем, смиренно просил Илию к царю, и с этого времени оставил царскую службу, последовал за пророком и сам получил дар пророчества. Скончался св. пророк Авдий в Самарии. Он оставил после себя книгу.
Мученик Варлаам пострадал в Кесарии Каппадокийской в начале IV в. при Диоклетиане, будучи старцем. Его привели в идольское капище, поставили пред жертвенником и положили на руку горящие уголья с ладаном, надеясь, что от боли он невольно бросит ладан и уголья на жертвенник и таким образом как бы принесет жертву идолу. Но св. мученик держал уголья на руке до тех пор, пока не сгорели его пальцы. Тогда его убили.
Мученик Аза был сначала воином, но потом, оставив военную службу, удалился в пустыню для подвигов. В это время царствовал гонитель христиан Диоклетиан. Узнав о подвижнике Азе, он послал 150 воинов, чтобы привести его к себе. На пути к царю, когда за недостатком воды воины умирали от жажды, Аза помолился, и явилась вода. Воины все уверовали во Христа. Диоклетиан приказал мучить Азу. Мучили его жестоко, но он как бы не чувствовал мучений. Видя это, жена и дочь правителя уверовали во Христа. Тогда и они, и все уверовавшие были усечены вместе с Азой.
Преподобный Варлаам был подвижником, жившим в Индии, в пустыне. Он обратил ко Христу царевича индийского Иоасафа, а Иоасаф обратил своего отца - царя Авенира. Один из мудрецов предсказал Авениру, когда он был еще язычником, что сын его Иоасаф сделается христианином. Авенир принял все меры, чтобы этого не случилось: выстроил отдельный дворец для царевича, окружил его молодыми слугами и запретил произносить при нем имя Христово и допускать до него кого-нибудь, запретил также говорить ему о человеческих скорбях. Когда князь вырос, стали учить его персидским наукам. Иоасаф начал задумываться и даже спрашивать своих воспитателей, почему это отец строго запретил ему выходить из дворца и никого не велел допускать к нему. Вскоре Иоасаф стал скучать. Отец, видя царевича скучным, спросил его о причине скуки. Царевич отвечал, что скука его происходит от заключения. Авенир позволил сыну выходить куда угодно. Прогуливаясь, царевич увидел одного больного и другого старого человека и спросил, что это за люди. Ему сказали, что болезнь и старость бывает со всеми людьми. «Итак, жизнь человеческая исполнена скорбей и кончается смертью! А что же будет после смерти, - неужели уже не будет никакой жизни, и нет другого мира?» - начал думать Иоасаф и спрашивал о том своих воспитателей. Те, будучи язычниками, не могли успокоить его духа. Тогда Сам Господь прислал к нему из пустыни старца Варлаама. Он пришел к царевичу в виде купца с дорогим камнем, научил его христианской вере и крестил. Иоасаф даже просил Варлаама взять его с собой в пустыню, но тот не взял. После ухода старца Иоасаф стал вести строгую жизнь. Отец, заметив это, спросил сына о причине перемены жизни. Иоасаф рассказал ему все. Тогда Авенир начал всячески стараться отвлечь сына от Христа, - посылал своих мудрецов, окружил его молодыми людьми и красивыми девицами. Но Иоасаф победил все искушения и молился, чтобы Господь обратил к истинной вере и его отца. Авенир, наконец, крестился. После крещения он передал власть Иоасафу, а сам начал проводить жизнь в посте и молитве и скоро умер. После смерти отца Иоасаф передал свою власть благочестивому вельможе Варахии, а сам ушел в пустыню и нашел там Варлаама. Долго жили они вместе. Варлаам прожил в пустыне 70 лет и умер столетним старцем. Иоасаф похоронил его и сам скончался, прожив 35 лет в пустыне. Варахия, по внушению Божию, взял мощи их обоих и перенес в храм.
Преподобный Варлаам Печерский был игуменом в Киево-Печерской лавре. Отец его был первым боярином у Киевского князя Изяслава и за свое благочестие пользовался расположением святых Антония и Феодосия. Еще юношей св. Варлаам пришел к св. Антонию. Святой игумен долго испытывал его решимость оставить мир, но он снял с себя княжескую одежду и сказал: «Вот, я презираю прелести мира, и уже не возвращусь отсюда». Тогда его постригли. Когда узнал об этом отец Варлаама, то, придя в пещеру с толпой слуг, насильно взял сына, одел в богатую одежду и отправил домой. Дорогой Варлаам побросал одежду в грязь и три дня ничего не ел, так что отец, боясь, как бы он не уморил себя голодом, отпустил его в пещеры. Скоро Антоний поставил Варлаама игуменом. Св. Варлаам путешествовал в Иерусалим и, заболев, скончался в Святогорской обители в 1065 г. Перед смертью он просил, чтобы тело его погребли в Печерской обители.
Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился в 1872 г. в семье коломенского диакона (впоследствии священника). Образование получил в Коломенской семинарии, а затем в Троицкой Лаврской семинарии, где, проявив большие способности к проповедям и языкам, обратил на себя внимание ее устроителя митрополита Платона (Левшина) и с 1803 г. преподавал там же. В 1808 г. по совету митрополита Платона принял монашеский постриг с именем Филарета. На другой год святителя уже в сане иеродиакона перевели в Санкт-Петербург и рукоположили в иеромонаха. В 1811 г. в сане архимандрита он становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и остается в этой должности до 1819 г. Здесь он блестяще преподает различные богословские дисциплины и одновременно начинает труд, ставший делом всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. С 1826 г. святитель занимал Московскую митрополичью кафедру. Его влияние на жизнь Русской Православной Церкви и государства было огромным. Святителя Филарета почитали за высокий духовный настрой, благоговейное служение, внимание к людям и - далеко не в последнюю очередь - за высокую образованность. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II. Святитель возглавил дело реформирования духовного образования, посвятив особенно много времени и сил Московской Духовной академии. По благословению святителя в стенах Академии начался перевод творений Святых Отцов. Известен интерес святителя к русской культуре, связь митрополита с ее видными деятелями, в том числе известна его стихотворная переписка с А.С.Пушкиным. В конце жизни святителю удалось выполнить задуманное - осуществить полный перевод на русский язык Священного Писания, однако полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины. 19 ноября 1867 г. после совершенного им с особым чувством и со слезами богослужения, по приезде домой святитель Филарет отошел ко Господу. Он был погребен в дорогой его сердцу ТроицеСергиевой Лавре. Святитель Филарет был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 г.
В этот день - память преподобного Илариона чудотворца (875 г.) (Грузинский святой); обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (162 5 г.) - о нем уже говорилось 5 марта.