Мученик Арефа был правителем города Неграна в Аравии и жил в VI в. Этот город находился под властью омиритского царя Дунаана. Дунаан исповедовал иудаизм. Он ненавидел христиан и хотел уничтожить христианство, а в своем царстве ввести иудейскую веру, и издал об этом указ. Город Негран был уже христианским, и поэтому царский указ оставался здесь без действия. Узнав об этом, Дунаан осадил Негран. Он не смог бы быстро захватить хорошо укрепленный город, если бы он не обманул граждан. Он заверил их, что никто не будет принуждать их к переходу в иудаизм, а пришел за обычной данью. Жители Неграна поверили и впустили царя в город. Но он нарушил свою клятву: многих из граждан заключил в темницу, а священников, клириков, монахов, монахинь и дев, посвятивших себя на служение Богу, всего 427 человек, сжег на костре. Затем разослал своих проповедников по городу, чтоб обращать всех в иудаизм, сам же призвал граждан из темницы и начал беседовать с ними, особенно с Арефой. «Что за безумие веровать в Распятого как в Бога? - говорил Арефе Дунаан. - Может ли быть бит не имеющий тела, и умирать бессмертный?» - «Мы верим, - отвечал Арефа, - что во Христе пострадало человечество за наши человеческие грехи». Дунаан приказал привести жен и детей святых мучеников, бывших в темнице с Арефой, и начал уговаривать их принять иудаизм. Но и они все твердо держались веры во Христа. Тогда Дунаан предал их всех смертной казни и затем снова обратился к Арефе, склоняя его к отречению от Христа; но Арефа, укорив царя в нарушении клятвы и предсказав ему низвержение с престола, отвечал: «Я считаю себя блаженным, что Господь посылает мне, 95-летнему старцу, венец мученический». Затем он обратился к народу со словами: «Вам, мои братья, предстоит выбирать одно из двух: или повиноваться царю и сохранить жизнь, или воспротивиться ему и претерпеть смерть». Народ отвечал: «Мы все желаем умереть за Христа». Разгневанный царь осудил всех, в том числе и Арефу, на усечение мечом. Это происходило в 523 г.
Мученица Синклитикия с двумя своими дочерьми пострадала в VI в. в Аравии от царя омиритского Дунаана. Этот царь был ревнителем иудаизма, он склонял и подданных своих к этой вере. Св. Синклитикия происходила из знатной фамилии. Овдовев в молодых летах, она посвятила себя Христу, несмотря на то, что многие искали ее руки, так как она была очень богата и красива. Царь Дунаан, узнав о Синклитикии, потребовал ее к себе с дочерьми, убеждал оставить, как он выражался, «безумие» - называть Богом Того, Кто был распят на кресте, и обещал взять ее во дворец к царице. «И ты, царь, не боишься злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и саму жизнь? - отвечала Синклитикия. - Ты хочешь соблазнить меня почестями, но они для меня ничто. Я буду безумной, если соглашусь жить вместе с врагами Христа». Царь приказал с бесчестием водить по городу Синклитикию и ее дочерей. Женщины, видя бесчестие святой мученицы, плакали; но она говорила им, что для нее это поношение дороже всякой почести земной. «Если хочешь остаться в живых, отрекись от Христа», - говорил Дунаан Синклитикии, когда снова привели ее к нему. «Если я отрекусь, кто избавит меня от вечной смерти?» - отвечала святая. Дунаан разгневался и велел сначала умертвить дочерей Синклитикии, а затем отсечь голову и самой матери.
Св. Афанасий, патриарх Константинопольский, жил в конце ХШ - начале XIV вв.; происходил он из Андрианополя от благородных и благочестивых родителей. В детстве не любил предаваться играм, а занимался молитвой и чтением. Когда стал старше, дружил только с такими товарищами, от которых мог научиться доброму. Вняв словам Евангелия: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37), он тайно удалился из дома и обошел афонские обители, поучаясь подвижнической жизни. Затем подвизался в разных обителях и везде приобретал любовь и уважение братии. В монастыре св. Лазаря св. Афанасий принял схиму и возведен был в сан священника. Здесь однажды он слышал голос от лика Спасителя: «За то, что ты любишь Меня, Афанасий, будешь пасти народ Мой». Слух о святой жизни Афанасия дошел до благочестивого царя Иоанна Кантакузена, и он пожелал возвести святого на кафедру патриарха. Долго отказывался св. Афанасий, считая себя недостойным такого сана; но когда сказали ему: «Церковь зовет тебя на помощь против врагов ее, и если ты не послушаешь ее, то дашь ответ Богу в день Суда», - согласился. Став архипастырем, св. Афанасий ревностно служил Богу. Он обличал всех уклоняющихся от правого пути, не щадя ни вельмож, ни богатых, ни даже самого царя; ослушников наказывал епитимиями, и потому вскоре нажил себе много врагов. Стали просить у царя другого патриарха, более снисходительного. Сначала император оставил без внимания желание противников Афанасия, но потом, чтобы не нарушить мира, сказал патриарху, что он увольняет его. «Государь, - отвечал Афанасий, — я не по своей воле и не для того принял высокое достоинство, чтобы потворствовать человеческим страстям, но - чтобы обличать и исправлять. Страшному осуждению подлежит всякий пастырь, который не обличает согрешающих». Место св. Афанасия заступил добродетельный Иоанн. Но он по своей кротости и простоте не в силах был бороться со врагами Церкви, и потому, не стерпя упреков совести за слабость правления, сам сложил с себя сан, и тогда св. Афанасия насильно взяли из монастыря и с великой честью опять вручили ему патриарший жезл. Но враги св. Афанасия и теперь не переставали строить козни против него. Тогда св. Афанасий уже сам оставил патриаршескую кафедру и посвятил себя уединенной жизни. «Для чего ты оставил овец без пастыря? - сказал ему однажды Господь во время молитвы. - Я Сам с любовью распался для спасения мира, а ты, как боязливый воин, оставил Церковь Мою!» Св. Афанасий с плачем просил у Господа прощения за свое малодушие и начал вести еще более строгую жизнь. Он еще при жизни был удостоен дара чудотворения. Скончался в возрасте 100 лет.
Преподобный Арефа подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он был одержим грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже отказывал самому себе в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь во время болезни вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «Когда я лежал больной, пришли ко мне в келью ангелы и за ними бесы. Бесы сказали, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «Если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе он и скончался около 1200 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской лавре.
Блаженный Елезвой был царем эфиопским. Когда омиритский царь Дунаан преследовал и губил христиан, он не мог равнодушно переносить этого и пошел на него войной, чтобы отомстить ему за христиан. Сначала поход Елезвоя был неудачен. По указанию свыше, он обратился к одному затворнику, и тот обличил святого в том, что он принял на себя мщение вместо Бога, Который говорит: «Мне отмщение, Я воздам», - и, чтобы избежать большего наказания и иметь успех в войне с Дунааном, советовал ему дать обет посвятить последние дни своей жизни Богу. Елезвой дал обет и, отправившись на врага Христова, победил его и, взяв в плен, казнил. После победы св. Елезвой, оставив престол и затворившись в келье близлежащего монастыря, 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах. Скончался около 555 г.
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» установлено в 1688 г. по следующему случаю. Сестра патриарха йоакима очень страдала от раны в боку. Молясь Пресвятой Богородице об исцелении, она услышала голос: «Евфимия! Почему же ты не прибегнешь к общей для всех Целительнице?» - «Где же мне найти такую Целительницу?» - спрашивала Евфимия. Голос отвечал: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой «Всех скорбящих радость». Призови тамошнего священника, и, когда он отслужит молебен с водоосвящением, болезнь твоя пройдет». Евфимия так и поступила и получила исцеление. Икона находится в Москве, на Ордынке. В 1888 г., 23 июля, прославилась другая Скорбященская икона, в Санкт-Петербурге, в часовне у стеклянного завода. Во время страшной грозы молния ударила в часовню, опалила все внутри, но не коснулась иконы, и она, как бы обновленная, спустилась на пол, и 12 монет из разбитой кружки прилепились к ней. В 1890 г. при этой иконе получили исцеление неизлечимо больные мальчик и женщина.
Вместе с преподобным Арефой в этот день вспоминаются преподобные Сисой (XIII в.) и Феофил (XII-XIII вв.), затворники Печерские (память всех трех святых также 28 сентября, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих). В этот день празднуется память преподобного Иоанна, затворника Псковского (1616 г.).