Мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали в 304 г. при императорах Диоклетиане и Максимиане. Все трое были знатного происхождения. Тарах был преклонных лет, а Андроник еще юношей. Трижды подвергали их истязаниям, прежде чем они были замучены. На убеждения принести жертву идолам св. Тарах говорил, что он приносит жертву единому, великому и истинному Богу, и приносит не в крови, а в чистом сердце. «Помоги мне, рабу Твоему, Господи!» - молился во время мучения св. Пров. «Где же твой помощник?» - смеялись мучители, слыша его молитву. «Знаете ли, - говорил им святой мученик, - что когда тело мое страдает, душа моя исцеляется и оживляется?» - «Послушай меня, как отца. Смотри: говорившие, подобно тебе, безумные слова не получили никакой пользы», - говорил мучитель Андронику. - «Ты думаешь, что я настолько безумен, - отвечал Андроник, - чтобы оказался хуже своих товарищей?» Во время третьего истязания Прову насильно влили в уста жертвенное вино и вложили мясо, но он сказал, что это ничего не значит, потому что его заставили. Истязания мучеников были ужасные, какие только могла придумать злоба человеческая. Наконец, вывели их на зрелище, чтобы предать на растерзание зверям на глазах у многочисленного народа; но звери спокойно легли около мучеников. Правитель разгневался и приказал бить устроителей зрелища и перебить самых зверей, а святых мучеников поразить мечом. Их зарубили и тела раздробили на мелкие части. Христиане собрали части и похоронили.
Мученица Домника пострадала за веру Христову при императоре Диоклетиане в 286 г. Жила она в области Киликийской. Быв представлена к правителю Лисию, претерпела страшные мучения: ее били жилами и палками, палили огнем, перекручивали члены тела веревками и, наконец, всю истерзанную, бросили в темницу, где она и скончалась.
Преподобный Косма был епископом Майумским. Он осиротел в раннем детстве и был взят для воспитания благочестивыми родителями св. Иоанна Дамаскина (память 4 декабря). Вместе с Дамас-киным и воспитывался как родной его брат. Достигнув совершеннолетия, св. Косма удалился в монастырь и прославился подвигами. Когда началось гонение на иконы, то он убедил Дамаскина выступить на защиту икон и сам много помогал ему в составлении сочинений в защиту иконопочитания. Он составил много тропарей и канонов, почему, подобно Феофану (память 11 октября), и называется творцом канонов. Скончался св. Косма около 787 г. в глубокой старости.
12 октября совершается празднование св. Иоанну Крестителю. Оно учреждено в память перенесения из Мальты в Гатчину креста из части древа Животворящего Креста Господня, образа Божией Матери Одигитрии (называемого Фелермским), писанного евангелистом Лукой, и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя. Все эти святыни присланы императору Павлу I в 1799 г. мальтийскими рыцарями, когда император, по их просьбе, согласился быть их магистром и защитником во время Французской революции. История сей святыни следующая: в V в. икона была перенесена в Константинополь из Иерусалима Евдокией, супругой Феодосия Младшего. В XIII в. крестоносцы увезли ее отсюда, и она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского. Десная рука Крестителя первоначально была принесена евангелистом Лукой из Севастии, где было погребено тело его учениками, в Антиохию, а в X в. - в Константинополь. По взятии Константинополя Магометом II сын его султан Баязет подарил все эти святыни бывшему с ним в дружбе магистру мальтийских рыцарей Обюсону. В настоящее время святыня находится в Санкт-Петербурге, в церкви Зимнего дворца, откуда ежегодно 12 октября переносится в Гатчину и там пребывает до 18 октября.
Св. Мартин жил в конце IV в. и был епископом в г. Туре в Галлии (Франции). Он много помогал бедным, почему и получил название милостивого. Сначала служил военачальником в Риме при императоре Юлиане Отступнике и был известен храбростью. Однажды, когда варвары напали на Рим, Мартин, по приказанию царя, вышел против них. Встретив нищего на дороге, он снял с себя одежду и отдал ему. В следующую же ночь явился святому Сам Христос и обещал победу. И действительно, победа была одержана, и сам император с большой торжественностью встретил победителя. Император приказал Мартину принести жертву идолам, но он сказал, что хочет принести жертву Христу, Который помог ему победить врагов, затем оставить мир и сделаться иноком. Император согласился на это. Через семь лет иноческой жизни св. Мартин был поставлен в епископы. Он имел дар прозорливости и чудотворения.
Смоленская икона Божией Матери, что под Ярославлем, ознаменовала себя чудом в 1642 г. в Троице-Сергиевой лавре, в келье архимандрита Адриана. 12 октября, во время молитвы, Адриан услышал от иконы голос: »Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во имя Мое». Адриан препроводил икону в указанный монастырь. Этот монастырь находится в 5 верстах от Ярославля, в Бору. От иконы произошло много чудес.
Рудненская икона Богородицы явилась в 1687 г. в местечке Рудне Могилевской епархии. С 1712 г. находится она во Флоровском монастыре, в Киеве на Подоле. На сей иконе Пресвятая Богородица изображена держащей в левой руке Младенца Иисуса, благословляющего правой рукой. Спаситель и Богородица - в коронах.
О Калужской иконе Богородицы читайте под 2 сентября. Праздник этой иконы 12 октября. Установлен в память спасения г. Калуги от нашествия французов в 1812 г. Многие, и русские и французы, не раз видели образ Калужской иконы стоящим в воздухе, и в это время русские побеждали французов. Ежегодно 12 октября совершается крестный ход с иконой вокруг города.
О Филермской иконе Богородицы читайте под 12 октября.
12 октября празднуется Ерманской иконе Богородицы.
В этот день празднуется память преподобных Дионисия (1437 г.) -о нем уже говорилось 1 июня; Тарасия (1440 г.), Амфилохия (1452 г.) и Макария (до 1462 г.) Глушицких.