Св. апостол Иаков Алфеев, из 70 апостолов, был сын Алфея, или Левия мытаря (сборщика податей), и брат евангелиста Матфея. Он проповедовал в Иудее, Едессе и Газе. В египетском городе Острадите умер, распятый на кресте. Он обратил очень многих ко Христу, за что обращенные именовали его «семенем Божественным».
Преподобный Андроник и святая супруга его Афанасия жили в V в. в Антиохии. Св. Андроник был ремесленником. По своему благочестию, все имевшееся у них богатство они разделили на три части: одну из частей роздали бедным, другую пожертвовали в церковь, и лишь третью оставили для самих себя. Они имели двоих детей, сына и дочь. После рождения дочери святые решили посвятить свою жизнь на служение Богу, бедным и больным и не жить более как мужу с женой, а как брату с сестрой. Бог, видя, что Андроник и Афанасия так ревнуют об угождении Ему, восхотел, чтобы они совершенно оставили все земное, и лишил их детей. Горько плакали они о детях, особенно Афанасия, но покорились воле Божией. Афанасия просила мужа отпустить ее на поклонение святым местам и, дойдя до Александрии, Андроник поступил в один из здешних скитов, а Афанасию поместили в женском Тавеннисиотском монастыре. Через 12 лет подвижнической жизни св. Андроник отправился снова в Иерусалим. На дороге встретил он инока, назвавшегося Афанасием. Афанасий пошел вместе с ним, но с условием идти молча - не говорить ни слова. Так обошли они все святые места и поселились в одной келье. Здесь подвизались в безмолвии 12 лет. Афанасий скончался прежде Андроника, оставив после себя письмо, где сказано было, что он не Афанасий, а Афанасия, его, Андроника, жена. Вскоре после смерти Афанасия скончался и Андроник. Они погребены вместе.
Преподобный Петр называется Галатой, потому что первое время был воином в Галатийской области. Служил при императоре Феофиле в IX в. Сердце его не лежало к мирской жизни, а стремилось к иночеству, и он, несмотря на царское расположение и милости, оставил воинскую службу и постригся в иноки.
Св. праведный Авраам, праотец еврейского народа, и племянник его Лот жили за 2000 лет до Рождества Христова. После смешения языков при строении Вавилонской башни люди разделились на многие народы и, забыв истинного Бога, начали поклоняться идолам, так что благочестивым оставался только Авраам. Тогда Бог избрал его для сохранения истинной веры на земле. Для этого он повелел Аврааму переселиться со своей родины в другую землю, обещая произвести там от него великий народ и Самого Спасителя. Авраам с полным послушанием оставил родину, взяв с собой жену свою Сарру и племянника-сироту Лота. Когда Авраам пришел в плодоносную землю Ханаанскую, лежащую на восточном берегу Средиземного моря, Бог повелел ему остановиться для житья. Здесь, вследствие раздора пастухов из-за пастбищ и для сохранения мира, Авраам и Лот скоро разошлись. Лот выбрал себе прекрасную долину Иорданскую, а Авраам поселился близ Хеврона. Скоро Лот был наказан за корыстный выбор: сначала попал в плен к царю еламскому, затем потерял все свое имущество, когда Господь сжег город Содом, откуда он как праведный был спасен ангелами.
Близ Хеврона Господь вступил в завет с Авраамом и видимым знаком сего завета установил обрезание. Тут же явился ему Господь в виде трех странников и обещал сына Исаака. Когда же Исаак вырос, Бог подверг Авраама испьганию, чтобы показать другим, как он любил Бога, - повелел ему принести в жертву единственного своего сына. Бог не допустил Авраама до самого жертвоприношения, а за любовь и послушание благословил его. Авраам умер в 175 лет.
О мучениках Еввентии (Иувентине, Иувентии) и Максиме читайте под 5 сентября.
Св. Поплия исповедница была диакониссой в Антиохийской Церкви, жила в IV в., при императоре Юлиане Отступнике. В молодости была замужем, но, овдовев, собрала вокруг себя девиц, и, живя вместе, они славили Господа. Однажды, когда все они пели псалом, где говорится, что идолы суть дело рук человеческих, Юлиан, проходя мимо их дома, услышал эти слова и разгневался. Он приказал воинам, находившимся при нем, бить св. Пошгаю; но она и во время мучений не переставала славить Бога и обличать нечестие царя. Юлиан не умертвил мученицу, а отпустил ее. Отпущенная св. Поплия благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Него, и до конца своей жизни не переставала служить Ему.
Корсунская, она же Ефесская, икона Божией Матери, как говорит предание, написана св. евангелистом Лукой. В 988 г., после крещения, принес ее из Корсуня, или Херсона, в Киев великий князь Владимир. По другому же сказнию, она принесена из Греции в Россию в конце XII в. Предиславой, в монашестве Евфроси-нией, дочерью полоцкого князя Георгия. Удалившись из мира, княжна основала в Полоцке девичью обитель. Услышав о писанных евангелистом Лукой иконах, она пожелала иметь такую икону и, после слезной молитвы об исполнении своего желания, отправила нарочного к греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисоверху с дарами и просьбой доставить ей икону из Ефеса. Император и патриарх исполнили желание святой княжны. В XIII в. икона была принесена дочерью князя полоцкого Бря-числава Александрой при вступлении ее в брак с князем Александром Невским в г. Торопец Псковской епархии, где в Богородицком соборе стоит она и доселе. Есть несколько чудотворных списков с Корсунекой иконы: в нижегородском Благовещенском соборе, писанный в 995 г., в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Троице-Сергиевой лавры.