Великомученик Евстафий Плакида, его супруга Феопистия и дети Агапий и Феопист пострадали все вместе при императоре Адриане в 118 г. в Риме. Евстафий - имя до крещения, Плакида - после крещения. Евстафий Плакида был знаменитым полководцем. Несмотря на свой сан и славу, он отличался смирением, милосердием и чрезмерной добротой к подвластным. Его добродетелям подражала и жена его. Сначала Евстафий и Феопистия были язычниками, и Сам Господь призвал их к христианству. Однажды, охотясь в Апеннинских горах, Евстафий заблудился в погоне за оленем. Вдруг увидел он на верхушке одного утеса свет, с крестным знамением посреди, и услышал голос: «Плакида, человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа». — «Кто говорит со мной?» - спросил Плакида, и услышал: «Я говорю с тобой во имя Того, Кто создал все. Поищи в городе служителя Христова и крестись». Воротившись домой, Плакида рассказал жене о своем видении, и оба они поспешили тайно креститься; крестили и детей своих. На другой день, когда Плакида благодарил Бога за просвещение спасительной верой, он услышал голос Божий: «Ты должен показать свою веру, надежду и любовь ко Мне на деле. Они же познаются не в богатстве и счастье, но в нищете и напастях». — «Господи, - отвечал Евстафий, - твори со мной, что хочешь, я готов терпеть все, что Ты возложишь на меня». Евстафий рассказал жене своей об откровении, и она сказала: «Да будет воля Божия над нами». И вот почти все их слуги умерли от заразной болезни, погиб и весь скот, так что Евстафий с семейством покинул дом; воры же воспользовались этим и похитили из дома все, что только можно было похитить. Евстафий стал бедняком; люди богатые отшатнулись от него, он решил удалиться из Рима и жить в нищете и смирении и поехал на корабле в Египет. Начальник корабля, увидев красоту жены его и надеясь продать ее за большую сумму, высадил его самого с детьми на берег, а жену увез. Несчастный муж в слезах стоял на берегу. Плакали и малютки, лишившись своей матери. Пришлось Евстафию переходить реку вброд; он, оставив одного малютку на берегу, отправился с другим на противоположную сторону. В то время напал на малютку лев. Евстафий, посадив на берег перенесенного ребенка, поспешил на защиту сына, но и другого ребенка похитил волк. «Господь дал, Господь и взял. Да будет воля Божия!» - сказал Евстафий и, отправившись далее, поселился в одном селении и стал работать у жителей для своего прокормления. Дети Евстафия были спасены пастухами, воспитаны ими и затем поступили в военную службу. Нужно было защитить Рим от врагов, и вот император Траян послал воинов отыскать Евстафия. Они нашли. Евстафий славно отразил врагов. В рядах войска были его дети, которые оказались между собою друзьями. Случайно, в разговоре о своем детстве, они узнали, что они родные братья, и им захотелось отыскать своих родителей. Стали просить Евстафия помочь им в этом; но когда начали рассказывать о себе Евстафию, то он узнал в них своих детей, и радость его была неописуема. Скоро нашлась и Феопистия. На обратном пути в Рим случилось Евстафию с войском остановиться для отдыха в селении, где проживала Феопистия, получившая свободу со смертью господ, которым была продана. Она узнала мужа, открылась ему, а Евстафий представил ей сыновей. Тогда все они возвратились в Рим, но здесь скоро последовала их мученическая смерть. Устроено было торжество в честь языческих богов по случаю победы над врагами. Евстафий отказался воздать честь богам, и император Адриан приказал отдать его с семейством на растерзание зверям на зрелище при многочисленном стечении народа. Однако звери не коснулись святых. Тогда приказано было сжечь их медленным огнем в железном быке. Мученики скончались, но тела их остались невредимыми и были погребены.
Мученики князь Михаил и боярин его Феодор, Черниговские чудотворцы, пострадали в XIII в. от татарского хана Батыя в Орде. Князь Михаил отличался благочестивой жизнью и мирным правлением. Когда в 1238 г. Батый напал на Россию и приближался к Киеву, чтобы ограбить его, то чиновники советовали князю ехать в Орду с покорностью Батыю. Князь сознавал необходимость покориться Батыю, но только не изменяя своей вере. «Некоторые князья, ездившие в Орду, прельстились славой сего мира и погубили свои души, пройдя сквозь огонь и поклонившись солнцу, - сказал князю, благословляя в путь, духовник его, епископ Иоанн. - Ты же, сын мой, не подражай им, но твердо исповедуй веру христианскую». - «Я готов пролить свою кровь за Христа», - сказал Михаил. То же сказал и отправлявшийся вместе с ним боярин Феодор. Когда прибыли святые в Орду, то жрецы потребовали, чтобы они прошли сквозь огонь. Исполнить это приказание значило показать уважение к религии татар, посему князь и боярин отказались, говоря: «Не подобает христианам поклоняться твари, но только Творцу». Батый разгневался, когда доложили ему о непослушании Михаила и Феодора. «Пусть князь выбирает одно из двух: или поклониться богам и после того спокойно владеть княжеством, или умереть злой смертью», - сказал Батый. Вельможи Батыя советовали князю послушаться хана. Упрашивал его и прибывший с ним вместе в Орду внук его, князь Ростовский, и бояре, обещаясь со всем своим народом нести епитимью за него. «Я не хочу быть христианином только по имени, но творить дела язычника», - говорил князь. Убеждения князя разделял и боярин его Феодор. Оба они начали готовиться к смерти. Хан приказал убить их. Явились убийцы и начали бить их кулаками и палками и топтать ногами, наконец, ножом отрезали им головы. Это было в 1245 г. Тела святых мучеников брошены были на съедение псам, но они несколько дней оставались целыми. Над ними стояло светлое облако и слышалось небесное пение. Христиане тайно перенесли мощи в Чернигов. В настоящее время они почивают в московском Архангельском соборе.
Благоверный князь Олег Романович Брянский жил в XIII в. Он был внуком св. князя Михаила Черниговского и подражал своем святому деду в благочестии. Познав суетность земного счастья, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. Он соорудил Петропавловскую обитель в Брянске и скончался строгим подвижником, с именем инока Василия. Мощи его почивают в сооруженном им монастыре.