Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали в III в. Однажды, когда язычники особенно торжественно отправляли свой праздник в Антиохии Писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений, Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, лили ему в ноздри уксус, смешанный с горчицей, резали бока и посыпали раны солью; но он терпел все мучения и только повторял: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20). После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор - христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал и от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых; тогда они были усечены мечом.
О мученике Зосиме читайте под 4 января. Преставление благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев. Св. князь Феодор был правнуком Мономаха и сыном Ростислава, КНЯЗЯ Смоленского. С молодых лет он отличался благочестием: не любил ссор и распрей, много читал священные книги, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением. Когда братья обидели его при дележе отцовского наследства, он удовольствовался и небольшой частью. Когда теща его, вдова ярославского князя, Ксения, не допустила его до власти над Ярославлем, он перенес терпеливо и это лишение. После смерти первой супруги Феодор женился на дочери хана МенгуТемира, по предложению жены хана, когда, в бытность свою в Орде, он очень понравился хану и его жене. Дочь хана для этого приняла крещение с именем Анны. Несмотря на родство с ханом, св. Феодор нисколько не изменился к худшему и, пользуясь своим положением в Орде, построил там несколько церквей. Супруга его, Анна, подражала добродетелям его. Родившиеся от нее дети, Давид и Константин, были благочестивыми князьями. По времени сделавшись Ярославским и Смоленским князем, Феодор отличался справедливостью и добротой. Достигнув глубокой стрости и в 1299 г. почувствовав приближение смерти, Феодор дал прекрасное наставление своей супруге и детям и скончался. Перед смертью принял схиму. Старший сын его, Давид, заняв престол, был достойным подражателем отца. Младший, Константин, во всем повиновался брату. Оба они любили пост, молитву и дела благотворения. Константин скончался безбрачным, а Давид был женат и скончался после 23 лет правления. Все три князя были погребены в Ярославле, в Спасском монастыре. В 1463 г. мощи всех их были обретены нетленными, и возле них совершались чудеса. В 1787 г. монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь, в соборной церкви, и почивают открыто мощи святых князей.
Преподобный Алексий (1846-1928 гг.), старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии, был одарен Господом многими дарами, среди которых выделялись дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Старец многих вел к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывая к покаянию, к поиску единого на потребу (Лк. 10:42).
Преподобный Алексий был канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.