Регионы

Случайное изображение

cerkov-gk.jpg

16 сентября

Великомученица Евфимия пострадала в Халкидоне при Диоклетиане около 304 г. Правитель Халкидона Криск от имени царя устроил праздник в честь языческого бога Марса. Христиане не приняли участия в языческом торжестве, их признали ослушниками царя и начали предавать мучению. В числе схваченных христиан находилась дочь благородных и знатных родителей, Евфимия. Криск спросил христиан: «Вы ли противники царского и моего приказания?» Христиане отвечали: «Мы повиновались бы царскому и твоему повелению, если бы оно не было противно воле Божией. Вы повелели нам поклониться твари вместо Творца. Это безумно». Правитель приказал морить христиан голодом. Одиннадцать дней они мужественно переносили голод. На двенадцатый день, когда христиане снова приведены были на суд к Криску, он остановил свое внимание на Евфимии и начал ласково, а затем угрозами склонять ее к отречению от Христа. «Я женщина слабая телом и молодая летами, но сердце мое мужественнее твоего, - говорила Криску Евфимия. - Не думаю, чтобы ты лестью и страхом мог склонить меня к нечестию». Криск приказал привязать ее к колесу, под которым лежала доска с острыми гвоздями и ножами, и вертеть колесо. Во время страданий св. Евфимия молилась Богу о помощи, и вдруг колесо остановилось, слуги от страха попадали, а святая была исцелена от ран. Но этим не вразумился мучитель; он начал предавать ее другим страшным мукам, она же все оставалась невредимой, так что многие из язычников и воины, мучившие ее, видя чудеса, обратились к Христу. Потом бросили мученицу на съедение зверям. Однако, по воле Божией, медведица не растерзала святую Евфимию, а лишь слегка ранила, и тогда мученица мирно скончалась. На месте погребения святой мученицы был построен великолепный храм. В 617 г. мощи св. Евфимии перенесены в Константинополь, где и теперь хранятся в Георгиевской церкви.
Мученицы Севастиана и Мелитина перенесли ужасные мучения за Христа и умерли от меча, первая - в I в. при Домициане, вторая - во II или III вв. при Антонине. Мощи св. Севастианы ангелы отнесли на остров Родос, на Мраморном море.
Мученица Людмила была супругой князя Чехии Боривоя. Оба они были обращены ко Христу св. Мефодием во время епископства его в Моравии. Когда Боривой умер, престол занял сын его Вратислав, хороший христианин, подобный родителям. Жена Братислава, Драгомира, считалась христианкой, но имела большую склонность к языческим обычаям. Вратислав, видя злой нрав своей супруги, отдал сына Вячеслава, наследника престола, на воспитание своей матери Людмиле, которая жила в Праге. Людмила воспитала Вячеслава в христианском благочестии. Будучи восемнадцати лет, Вячеслав лишился отца, и чешским княжеством стала управлять Драгомира до момента воцарения Вячеслава. Она окружили себя худыми людьми, даже язычниками, и стала отменять порядки, которые ввели Боривой и Вратислав для ослабления язычества. Тогда Людмила постаралась добиться, чтобы Драгомира совсем была отдалена от дел правления. Но злая Драгомира отомстила за это Людмиле. Подосланные убийцы ворвались к княгине, когда она молилась, и задушили ее. Это было в 927 г. Мощи св. Людмилы прославились чудесами и перенесены в Прагу.
Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды, в Египте. Поселившись в пустыне, близ Александрии, шестьдесят лет подвизался в пещере. После молитвы он трудился, днем собирал на морском берегу камни для постройки келий, а ночью плел корзины из пальмовых ветвей. Жил св. Дорофей в конце IV в. при императоре Феодосии Великом.
Преставление св. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси. Он жил в XIV в. Родился в городе Тернове. В молодости оставил родину и подвизался на Афоне. Константинопольский патриарх, узнав о его благочестии и обширных познаниях, сделал его своим доверенным лицом. Князья западной России обратились в Константинополь с просьбой поставить им своего митрополита; тогда патриарх Филофей назначил Киприана, но с тем, чтобы он по смерти митрополита Киевского Алексия управлял всей российской Церковью. Киприан прибыл в Киев, а святитель Алексий вскоре скончался. Но великий князь московский Дмитрий Иоаннович вместо Киприана пожелал иметь митрополитом своего любимца, спасского архимандрита Михаила, известного под именем Митяя, и св. Киприан, по его приказанию, был остановлен на пути в Москву и с позором возвращен в Киев. Митяй отправился в Константинополь для посвящения, но по дороге умер. Тогда, по проискам спутников Митяя, был поставлен митрополитом переяславский архимандрит Пимен. Великий князь, узнав о посвящении Пимена, послал своего духовника к Киприану звать его на Московскую митрополию. Прибыв в Москву, св. Киприан со всей ревностью занялся делами духовного правления; но вследствие нашествия Тохтамыша вынужден был удалиться из Москвы. Тогда князь укорил св. Киприана в малодушии и объявил ему, что он вместо него примет теперь на митрополию Пимена, и св. Киприану снова пришлось удалиться в Киев. Но недолго Пимен был митрополитом; из-за плохих отношений с князем он был вызван на суд в Константинополь и лишен власти, а Киприан объявлен митрополитом всея Руси. В 1390 г. Киприан снова прибыл в Москву и торжественно был встречен самим князем.
Много труда понес св. Киприан при управлении. В Новгороде и Пскове явились лжеучители, так называемые стригольники, последователи цирюльника-лжеучителя, отчего они так и называются, из которых некоторые отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. Стригольники также говорили, что от священников как поставленных будто бы за мзду (плату) не следует принимать Таинств. Поэтому новгородцы на вече постановили не обращаться в судебных делах в Москву к митрополиту, чтобы не платить ему пошлин. Киприан, при помощи князя, вразумил новгородцев и сам ездил для увещания стригольников.
При Киприане было нашествие Тамерлана на Россию. Для ограждения Москвы он принес из Владимира чудотворный образ Богоматери, и Россия была спасена (читайте под 26 августа). В западных областях католики теснили православных; св. Киприан путешествовал в Смоленск и добился, что литовский князь Витовт обещал остановить притеснения. Св. Киприан занимался исправлением богослужебных книг. В Московской синодальной библиотеке хранится исправленный им Служебник. Скончался св. Киприан в 1406 г. Нетленные мощи его почивают под спудом в Успенском соборе. 27 мая празднуется перенесение мощей его вместе с мощами святых Фотия и Ионы, бывшее в 1472 г. по случаю перестройки собора.
Икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение» явилась в 1420 г. на Каменном озере и находится в Пскове.
В этот день празднуется память мучеников Исаака и Иосифа (808 г.) (Грузинские святые).

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow240.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info