Священномученик Автоном жил в III в. Он был епископом в Италии. Когда Диоклетиан открыл гонение на христиан, то он, для пользы других, удалился из Италии в Вифинию и, проповедуя здесь, крестил многих из язычников. Проповедовал он и в других местах. В одном месте в его присутствии новопросвещенные христиане разрушили языческий храм. Чтобы отомстить за это, язычники напали на христиан, когда они были в храме за литургией, которую служил Автоном. Христиан разогнали, а Автонома убили. Впоследствии мощи его были найдены нетленными.
Священномученик Корнут был епископом в Иконии в III в. Когда правитель Перенний начал преследовать христиан, св. Корнут явился к нему и обличил его в неразумности почитания бездушных кумиров. За это его мучили и отсекли ему голову.
Мученик Иулиан был пресвитером и пострадал вместе с 40 друзьями в царствование Диоклетиана и Максимиана. Жил он в Галатийской области. Когда началось гонение, Иулиан вместе с 40 мужами из христиан скрылся в расселине одной из гор, и там они служили литургию. Когда правитель области узнал об этом, то приказал привести к себе Иулиана и требовал от него поклонения идолам. Святой отвечал, что он мечтает умереть в той самой чистой вере, в которой воспитан. Правитель приказал умертвить его. Узнав о кончине св. Иулиана, 40 его друзей пришли на место казни, чтобы почтить его тело; но были схвачены и, по приказанию правителя, умерщвлены.
Мученик Феодор был схвачен за веру Христову и сильно бит. Затем надели на него терновый венец, с посмеянием водили по городу и бросили в море. Но ветер вынес святого обратно на сушу невредимым. Тогда снова мучили его и затем умертвили.
Преподобный Афанасий и ученик его Афанасий были игуменами в Высоцком монастыре близ Серпухова. Жили они в XIV в. Первый святой Афанасий был сыном священника и воспитан в благочестии. В молодых летах он тайно оставил родительский дом и пришел к преподобному Сергию в его обитель (см. 23 сентября). Святой Сергий принял его к себе в ученики. Молодой инок, под руководством св. Сергия, скоро возрос в духовной жизни. Когда серпуховский князь Владимир Храбрый пожелал устроить монастырь в основанном им городе Серпухове и просил св. Сергия взять на себя это дело, то он выбрал для монастыря место в двух верстах от города, на высоком берегу реки Нары, отчего монастырь и назван Высоцким. Монастырь был основан в 1373 г. Сергий поставил Афанасия игуменом в этом монастыре, и св. Афанасий подавал братии пример трудолюбивой и благочестивой жизни. Он любил переписывать книги и первый переписал для России иерусалимский устав. Скончался в 1401 г. Преемником св. Афанасия был ученик его, тоже Афанасий. Он был сыном богатых жителей города Ярославля. Подобно своему учителю, в молодых летах оставил мир и был принят в Высоцкий монастырь. В иноческих подвигах он был достойным подражателем своему учителю, почему и был избран им в свои преемники. Скончался около 1415 г.
Праведный Симеон Верхотурский жил в XVII в., происходил из великорусских дворян. Для спасения души он принял такой подвиг: в бедной одежде, переходя из одного селения в другое, бесплатно работал для поселян по домам и на полях. Удалившись к Сибири, он пребывал в селе Меркушенском, в 50 верстах от г. Верхотурья Пермской губернии, почему и назван Верхотурским. Жители сей страны, вогуличи и другие инородцы, только что были обращены ко Христу, и св. Симеон вел с ними беседы о вере и подавал им пример христианской жизни. Он скончался в 1642 г. будучи 34 лет и был погребен при церкви Архистратига Михаила в селе Меркушенском. В 1704 г. мощи его обретены нетленными и перенесены в Верхотурский Никольский монастырь, и много чудес совершилось при них.
Преподобный Вассиан Тиксенский сначала был ремесленником. Оставив детей на попечение тещи, удалился в монастырь в городе Тотьме. Через два года он переселился на реку Тиксену, в 50 верстах от Тотьмы, где подвизался в хижине, поставленной близ храма; носил на теле вериги: на плечах цепь, на чреслах железный обруч, а на голове железную шапку. Прожив так 13 лет, он скончался в 1624 г. По смерти св. Вассиана на месте его подвигов основана была Спасская обитель. Мощи его находятся в храме этой ныне упраздненной обители. В 1647 г. во время моровой язвы многие получали исцеление при гробе преподобного.