Святым Богоотцам Иоакиму и Анне празднуется на другой день Рождества Пресвятой Богородицы как Ее родителям. Св. Иоаким происходил из царского рода, а Анна из священнического, - первый из колена Иудина, а вторая из колена Левиина. Оба они вели жизнь праведную, и потому удостоились такой великой чести - быть родителями Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной, Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим. Иоаким умер через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Богородицы будучи 80 лет; Анна же пережила его двумя годами, переселившись из Назарета в Иерусалим, и умерла в 79 лет.
Мученик Севериан пострадал в IV в. в царствование Лициния. Он происходил из знатного рода и жил в Севастии. Когда взяты были на суд 40 мучеников (память их 9 марта), то св. Севериан убеждал их не отрекаться от Христа. Он сам явился к правителю Лисию, когда тот послал за ним для суда. «Не достаточно тебе твоей собственной погибели, ты хочешь погубить и наши души», -сказал святой правителю. Правитель приказал жестоко мучить его, но святой переносил все мучения со светлым лицом, словно не испытывал никакого страдания. После мучения повели его в темницу. На пути он говорил народу: «Не думайте, что я теперь несчастнейший человек; нет, я счастливейший, потому что раны за Христа моего приятнее мне всех земных сладостей. Сан мой и богатство мое ничего не значат, ибо тленны. Друзья, если есть между вами верующие, укрепляйтесь, видя мои страдания!» Св. Севериану привязали один камень к шее, а другой к ногам, перетянули его самого веревкой и повесили на стене.
Блаженный Никита называется сокровенным, потому что подвизался тайно. Подвизался он в г. Константинополе. Его святость стала известна после следующего случая. Некий священник и диакон, по имени Созонт, поссорились и жили долгое время во вражде. Священник так и скончался во вражде. Созонт, желая примириться с умершим, посоветовался о том с одним опытным духовником. Духовник послал Созонта с письмом в Константинополь к Никите. Никита повел Созонта во Влахернскую церковь и, поставив в дверях, велел ему внимательно смотреть внутрь. В это время он увидел много священников, выходящих из алтаря, и между ними того, с которым он был во вражде. Тут оба некогда враждовавшие преклонили колени и испросили прощение друг у друга. Созонт благодарил св. Никиту и с радостью возвратился домой. Жил святой Никита в XII в.
Преподобный Феофан, исповедник и постник, жил в III в. Родители его были язычниками. Крестившись еще в юношеских летах, он тайно от родителей удалился к одному пустыннику. Здесь старец научил Феофана отшельническим подвигам, и он после смерти старца 58 лет прожил в его пещере. У св. Феофана явилось желание проповедовать веру Христову между язычниками, и он, выйдя из своей пещеры, привлек многих ко Христу. Немало оскорблений и побоев пришлось ему перенести за проповедь от закоренелых язычников. Оставив апостольскую деятельность, св. Феофан еще 17 лет подвизался в пещере и мирно скончался около 300 г.
Преподобный Иосиф Волоцкий, или Волоколамский, родился близ Волоколамска в 1440 г., учился в монастыре и был научен не только наукам, но и иноческому благочестию. Любимым занятием его было чтение псалмов Давидовых, любил он посещать храм, пищи принимал мало. В возрасте 20 лет он поступил в монастырь. Сюда же поступил и престарелый и больной отец его. Св. Иосиф взял отца в свою келью и пятнадцать лет с редкой нежностью служил ему, сам кормил его, поднимал с постели и читал для него священные книги. «Не я тебе отец, а ты мне», - говорил старец-отец Иосифу. Впоследствии, в 1479 г., св. Иосиф основал свой монастырь. На иноков он возложил попечение о бедных и больных, для которых устроил особый дом. Святая жизнь Иосифа привлекла к нему многих, даже князей и бояр, которые избирали его своим духовным отцом, и он имел благодетельное влияние на них, убеждал быть милостивыми к бедным, снисходительными к рабам и иметь любовь ко всем. Св. Иосиф известен как обличитель бывшей в его время ереси жидовствующих, то есть при христианстве державшихся некоторых еврейских учений. Был на соборе против этой ереси в 1504 г. в Москве,и написал книгу против этой ереси («Просветитель»). Преподобный скончался в 1515 г. От гроба его было много исцелений. Мощи св. Иосифа почивают под спудом в его монастыре.
Вселенский собор был в 431 г. в городе Ефесе при императоре Феодосии Втором, против лжеучения Нестория. Несторий был патриархом Константинопольским. Он учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с Ним после, за святость Его жизни, и обитало в Нем, как и в других пророках; поэтому Иисус Христос был не Богочеловек, а Богоносец, и Пресвятую Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей. На соборе было 200 святых отцов. Они осудили учение Нестория и определили, что в Иисусе Христе две природы: божественная и человеческая, и со времени Воплощения соединены они нераздельно, а Пресвятую Деву надлежит именовать Богородицей, а не Христород ицей.