Мученик Созонт жил в Киликии и был пастухом. Но и I занятия пастуха не препятствовали ему читать Священное Писание и днем и ночью. Он просвещал светом богопознания и других, особенно юношей, трудившихся вместе с ним. Однажды ночью он вошел в языческий храм, где стоял почитаемый золотой идол, отломил у него руку, раздробил ее на части и отдал нищим. Весь город пришел в смятение, когда узнали о пропавшей руке идола. Св. Созонт явился к правителю и объявил, что он взял руку идола, чтобы узнать силу их бога. «Теперь я узнал, что бог ваш бессилен. Да и как он, немой и бездушный, может сопротивляться? Если бы он был живой и истинный, то не дал бы оскорбить себя», - сказал Созонт. Тогда правитель приказал мучить его без милосердия, и его так избили железными палками, что не только тело, но и кости раздробились, и он скончался (около 304 г.). Мучители хотели сжечь тело св. Созонта, но Бог послал дождь, который залил пламя. Христиане похоронили тело святого. При гробе его совершалось много исцелений.
Мученик Евпсихий происходил из Кесарии Каппадокийской. Во время гонения от Адриана во II в., после мучений за веру, его посадили в темницу. Здесь ангел прикосновением исцелил его от ран. После того святой был выпущен из темницы и раздал все свое имение бедным. Часть имения он отдал тем, кто предал его. При новом правителе его снова судили за веру, мучили и умертвили.
Апостол Евод был первым преемником ап. Петра в Антиохии и предместником св. Игнатия Богоносца (память 20 декабря). Он был епископом 27 лет и скончался мученической смертью.
Апостол Онисифор был епископом в Колофоне. Пострадал, привязанный к диким коням и влачимый ими.
Преподобный Лука жил в X в. Он был игуменом в обители, находившейся близ Константинополя и называемой «Глубокие реки». О жизни его ничего не известно.
Иоанн, архиепископ Новгородский, происходил от знатных граждан Новгорода и был воспитан в страхе Божием. Когда он достиг совершеннолетия, то епископ Аркадий рукоположил его во священника и поставил служить в церкви св. Илии. Но по любви к безмолвной жизни он скоро оставил службу приходского священника, постригся в монахи и начал вести строгую подвижническую жизнь. В 1163 г., когда умер Аркадий, все единодушно пожелали поставить во епископы Иоанна. В это время новгородцы восстановили против себя Суздальского великого князя Андрея Боголюбского, и он начал против них войну. Новгород был окружен огромным войском Андрея, но Пресвятая Богородица, по молитвам святителя, спасла его. Когда архипастырь молился о спасении города, то услышал голос: «Иди в храм Преображения на Ильинской улице, возьми оттуда икону Богородицы и внеси на стену города; увидишь спасение». Икона была принесена, и началось слезное моление войска и народа перед нею. Во время моления икона чудесно отвратила свой лик от неприятеля и обратилась к городу. Святитель увидел слезы, текшие из очей Богородицы на иконе. В это время на неприятелей вдруг напал страх, а новгородцы ободрились и прогнали их. В честь этой славной победы с того времени установлен праздник иконы, названной «Знамение Пресвятой Богородицы», 27 ноября. Несмотря на победу, святитель убедил новгородцев примириться с Андреем. Будучи архипастырем, св. Иоанн весьма много помогал бедным, разоренным и несчастным. Частью на свои средства, частью на пожертвования паствы основал две обители и несколько храмов. Любовь св. Иоанна к бедным, без различия пола и возраста, по наущению духа злобы, подала повод новгородцам заподозрить его в нечистой жизни, и они осудили его на изгнание. Поставив святого на плот без весел, они пустили плот по реке Волхову; но он, вместо того чтобы нестись по течению реки, поплыл против течения. Новгородцы, видя такое чудо, раскаялись и просили прощения. Перед смертью святитель усилил свои подвиги и принял схиму. Скончался в 1186 г. и был погребен в притворе Софийского собора. Мощи св. Иоанна прославились в 1439 г.
Преподобномученик Макарий жил в XVI в. Родился он от благочестивых родителей, живших в г. Овруче. В молодости поступил в монастырь, где любимым занятием его были молитва и чтение творений святых отцов. В 1557 г., став настоятелем Овручевской обители, много терпел разных бед и неприятностей от поляков-католиков. Наконец, поляки, опустошив город Овруч, разорили и обитель преподобного Макария, так что братия разошлась кто куда, а сам Макарий поселился в Киевской лавре, откуда он был послан в настоятели Коневской обители. Здесь Макарий прославился прозорливостью и чудотворениями. Он за два года предвидел и предсказал свою кончину. В 1678 г. турки, опустошая Украину, разорили Конев и монастырь. Св. Макарий встретил врагов с крестом в руках; но турки, требуя у него сокровищ, мучили его и убили. В 1682 г. мощи его были обретены нетленными, и они почивают в храме Вознесенского монастыря в Переславле.
Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 г. в семье орловских дворян. Он рос тихим и болезненным мальчиком, и его рано умершая мать говорила, что из него вырастет что-то необыкновенное. После кончины родителей он поселился в своем поместье. В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. Там он обрел духовного наставника, старца Афанасия, ученика преподобного Паисия Величковского, который приобщил его к работе над святоотеческими творениями. В Оптиной пустыни его духовным наставником стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю. Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали братья Киреевские, Н.ВТоголь, АКТолстой, И.С.Хомяков, А.М.Муравьев и многие другие представители русского образованного общества. В Оптиной преподобный Макарий продолжил свои труды над святоотеческими творениями. Благодаря ему были изданы рукописи и переводы преподобного Паисия Величковского. За два года до кончины преподобный Макарий принял великую схиму. Он отошел ко Господу 7 сентября 1860 г.
Иеросхимонах Макарий старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом (Наголкиным), а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные силы России. Под его руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а его письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
В 1996 г. в числе других Оптинских старцев он был причислен к лику местночтимых святых; канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.