Священномученик Евтихий был современником апостолов. Происходил из Севастополя, или Севастии, в Палестине. Услышав проповедь о Христе, он сделался учеником Иоанна Богослова, ревностно проповедовал Евангелие и искоренял язычество. Встретившись с апостолом Павлом, Евтихий проповедовал вместе с ним в разных странах. В епископский сан его рукоположил святой Иоанн Богослов или апостол Павел. Святому Евтихию пришлось испытать весьма много мучений во время проповеди: его томили голодом и строгали тело его железом, и бросали его в огонь и на съедение зверям; но Господь все хранил Своего угодника. Однажды выпустили на него льва, и лев заговорил человеческим голосом. Умер св. Евтихий, усеченный мечом, в своем родном городе.
Преставление преподобного Арсения Комельского. Он жил в XVI в., родился в Москве от бояр Сухорусовых и, будучи еще юношей, постригся в обители святого преподобного Сергия Радонежского, где впоследствии был избран в настоятели за свои подвиги и благочестивую жизнь. Любя уединение, он желал удалиться в какое-нибудь пустынное место. Уважавшие его князь Василий Иоаннович и братия просили его хотя бы ненадолго остаться в обители, и он остался. Но в 1527 г. тайно оставил обитель и удалился в непроходимые вологодские леса, чтобы обрести полное уединение. Господь Сам указал ему такое место в Комельском лесу, на берегах речек Кохтыжа и Лежи, озарив его лучами света с неба. Крестьяне, ходившие сюда ловить зверей, сочли келью св. Арсения помехой для себя и заставили его на некоторое время удалиться отсюда. Он удалился в Шилегонский лес. Сюда начал стекаться к нему народ для поучения, тогда он вновь ушел в Комельский лес. Тут собралось к нему много братии, и устроена была обитель. Прожив здесь долгое время в строгих иноческих подвигах, святой скончался в 1550 г. Мощи его источали многие чудеса. Они почивают в Комельской обители под спудом.
Преподобный Георгий - инок Олимпийской обители близ Константинополя - жил в VIII в. и за иконопочитание претерпел от Льва Исавра много разных оскорблений; ему опалили голову и отрезали нос.
Мученик Татион жил в Вифинии. Когда узнали, что он верует во Христа, то представили его к правителю Клавдиополя Урбану. Не раз пытались заставить его отречься от Христа и заключением в темницу, и разными мучениями. Избив палками, повлекли на казнь за город, но он дорогой скончался. Св. Татион замучен в 305 г. при Диоклетиане.
Мученица Сира дева была дочь языческого жреца - знаменитого волхва в персидском царстве. Отец, боясь, чтобы его дочь не сделалась христианкой, каковых уже было довольно в это время в Персии, по смерти жены отдал ее в младенческом возрасте для воспитания к волшебнице. Сира была научена персидской волшебной науке, стала жрицей при языческом храме, и ее ждала славная будущность. Но однажды, разговорилвшись с христианскими женщинами-нищими, она узнала об Иисусе Христе и Его вере, стала сравнивать свою религию с христианской и поняла, что истинная религия - христианская, а не персидская. Тогда она начала жить по-христиански: постилась, молилась, изучая молитвы и псалмы, и читала христианские книги. Родственники Сиры стали догадываться, что она хочет быть христианкой, и просили мачеху убедить ее оставить это намерение; и она едва не послушалась хитрой мачехи втайне исповедовать христианство, явно же приносить жертвы идолам. Сира все еще не решалась принять крещение, боясь сделаться вероотступницей; но однажды, увидев во сне всех своих родственников и отца, лежащих в смрадном месте, а христиан — в светлом и со светлыми лицами, решила креститься. Епископ, боясь, чтобы она вследствие отцовского гнева не отступила от Христа, советовал ей прежде крещения исповедать Господа перед своими родными. Однажды, во время совершения жертвы идолам, Сира подошла к жертвеннику, разметала жертвенный огонь, почитаемый персами за божество, и опрокинув жертвенник, воскликнула: «Я христианка. Отрекаюсь идолов и верую в истинного Бога!» Отец рассердился на нее, бил до тех пор, пока сам не изнемог, и бросил в темницу. Потом со слезами ласкал и упрашивал не изменять своей вере; но Сира оставалась непреклонной. Тогда отец донес на нее сенатору, а потом царю. Св. Сиру и томили в темнице, и морили голодом и жаждой, и мучили разными способами; но Господь укреплял свою мученицу, дав ей силу чудотворения, и она твердо стояла за веру Христову. В темнице то страж, то сам начальник хотели обесчестить ее, но Господь поразил первого болезнью, а второго смертью. Сира была удавлена, и тело брошено на съедение зверям. Но псы не коснулись тела, христиане же похоронили его. Это было в 558 г.
Петровская икона Успения Богородицы называется так потому, что написана св. Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря). Святитель Петр, написав икону когда еще был игуменом на Волыни, поднес ее митрополиту всея Руси Максиму. Максим, украсив икону золотом и драгоценными камнями, хранил ее у себя до конца жизни. После его смерти престол митрополита должен был занять Петр, но игумен Геронтий хотел захватить его. Взяв всю архиерейскую утварь и икону, писанную св. Петром, Геронтий отправился в Константинополь для посвящения. Тогда князь Галицкий упросил Петра отправиться в Константинополь, и он отправился. Когда плыл Геронтий, то поднялась буря и задержала его плавание, а св. Петр плыл спокойно. Ночью во время бури Пресвятая Богородица явилась Геронтию в том виде, какой написана была на иконе, и сказала: «Напрасно ты трудишься, ты не получишь святительского сана; но тот, кто написал Мой лик, Петр, служитель Сына Моего и Бога, будет митрополитом, украсит престол русской митрополии и упасет народ свой». Геронтий проснулся в ужасе и сказал сопровождавшим его: «Напрасно мы стараемся». Святой же Петр прибыл в Константинополь и был поставлен в митрополиты. Геронтий прибыл после и рассказал о своем видении. Икона вместе со святительскими ризами и жезлом передана была св. Петру. В 1325 г. при перемещении митрополии из Владимира в Москву Петровская икона перенесена сюда и находится доселе в Успенском соборе.
В этот день празднуется память святителя Мартирия, архиепископа Новгородского (1199 г.); о нем уже говорилось 10 февраля.
В этот день - икона Божией Матери в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (около 1385 г.).