Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севириан, Принкипс, Зинон и др. были замучены в царствование Максимиана. Посланный для преследования христиан по южной стороне Черного моря начальник Евтолмий схватил Зотика с учениками и умертвил его. В Никомидии он же схватил Агафоника, Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севериана, отправился с ними во Фракию и по дороге убил всех, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь, Агафоник же был замучен в самой Византии.
Мученица Евлалия дева родилась в Испании, в селении близ г. Баркинона (Барселоны). Родители ее были христианами. В отдельном помещении родительского дома с несколькими своими сверстницами она вела благочестивую жизнь: занимаясь рукоделием, все девы много молились, читали божественные книги и постились. Евлалии было только 15 лет, и в это время Диоклетиан воздвиг гонение на христиан. Сердце Евлалии исполнилось радости, когда она услышала о гонении, но она никому не открывала причину своей радости. Однажды, помолясь Богу и не сказав никому, она ночью тайно отправилась в город. Там Евлалия предстала перед правителем Дакианом и обличила его в идолопоклонстве и жестокости. Разгневанный правитель, узнав, что она христианка, приказал бить ее палками и во время побоев убеждал пощадить свою молодость и красоту. Но святая дева отвечала, что она сказала правду и что для нее терпеть муки дороже всего. Тогда правитель велел повесить ее на дерево и жечь свечами до тех пор, пока не умрет; но она, страдая, все молилась. Святая душа мученицы в виде белой голубицы вылетела из уст ее и возлетела к небу. Это было в 303 г. Родители же, не найдя Евлалии дома, искали ее всюду. Когда узнали, что дочь их предана мучениям, пошли в город и, найдя ее уже мертвой, висящей на дереве, плакали и вместе радовались, что дочь их получила мученический венец. Когда погребали тело святой мученицы, то Филипп, который пострадал за Христа после, смотря на лицо ее, со слезами сказал: «Евлалия, ты прежде нас удостоилась мученического венца». Тогда лицо ее, как живое, улыбнулось говорившему.
Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкии. Когда она познакомилась с христианской верой, то, отпросившись навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушению Божию св. Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещеной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но она скрылась из дома, приняла от Афанасия постриг и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же через 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно.
Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в XVII в. Когда в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял ризу Господню, тогда взяты были и многие другие святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 г. некий персиянин продал взятую в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле самому Георгию было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 августа 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22 августа ежегодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск «для освящения города и христолюбивых народов», там она пребывает довольно долго и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Ранф-ской обители Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии.
Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка в Словацкой Моравии в семье благочестивых крестьян-католиков. Еще в годы учения в гимназии, а затем на богословском факультете в Оломоуце его заинтересовало православие. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами древние православные святыни и поклониться им. В 1902 г. Матей Павлик принял сан католического священника. В это время он сблизился с «Реформной фракцией римо-католического духовенства» и, участвуя в ее работе, стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию православия. Позднее значительная часть фракции, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из римо-католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь, которая в августе 1921 г. присоединилась к Православной Церкви. 21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, а 25 сентября в Белграде совершилась его епископская хиротония. В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией США, где проповедовал православие среди чехов и словаков. Позднее в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило епископа Горазда с паствой численностью около 10 тысяч человек покинуть ее в 1924 г. Вскоре он стал главой «Чешской православной общины», преобразованной впоследствии в Чешскую епархию Сербской Православной Церкви. Епископ Горазд ограждал православие и свою паству от множества нападок, стремился не допустить в ее среде сектантской замкнутости. Подвижнические труды понес святитель по устроению церковной жизни в Чехословакии, создавая храмы, активно занимаясь просветительской деятельностью; он составил перевод православного богослужения на чешский язык разработал и ввел в церковную практику оригинальное обиходное пение. Всем человеческим усилиям он предпочитал молитвенную помощь, но в то же время после оккупации Чехословакии гнемецкими войсками в 1938 г. призывал сограждан к борьбе за свободу. 18 июня 1942 г. в Праге эсэсовцами был окружен и взят штурмом собор во имя святых Кирилла и Мефодия, где скрывались подпольщики, смертельно ранившие и. о. имперского протектора Богемии и Моравии Р.Гейдриха. Вскоре был арестован епископ Горазд. Он до последнего дня стремился взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для Православной Церкви. 4 сентября 1942 г. епископу Горазду, настоятелю и старосте собора, был вынесен смертный приговор, в тот же день приведенный в исполнение. Богослужения и любая деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии были запрещены, почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работу в Германию, церковное имущество конфисковано, за верующими был установлен надзор. Только после окончания Второй мировой войны Православная Церковь снова получила возможность совершать свою спасительную миссию в Чехословакии.
Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом. Он был причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., а 6 сентября 1987 г. совершила его прославление Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии. Новомученик стал первым святым, канонизированным этой Церковью. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 1988 г. священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский, был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.
В этот день празднуется память преподобного Оптинского старца Исаакия I.
Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 г. в г. Курске в благочестивой семье. В детстве он был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм и не чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы зрела в его душе. В 1847 г. он поступил послушником в скит Введенской Оптиной пустыни и был вверен преподобному Макарию. В качестве послушания он нес многочисленные телесные труды и одновременно неукоснительно выполнял положенное келейное правило, был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений, ограничивал себя в еде и отдыхе. В 1855 г. он был рукоположен в иеродиакона, а в 1858 г. - в иеромонаха. В I860 г. преподобный Макарий, предчувствуя свой конец, завещал преподобному Исаакию перейти под руководство великого старца Амвросия. Через два года преподобный Исаакий стал настоятелем Оптиной пустыни и в течение тридцати с лишним лет возглавлял обитель. Под его мудрым управлением Оптина пустынь стала одним из процветающих монастырей в России. Но главным для настоятеля было попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава. Без благословения старца преподобный не совершал никаких монастырских дел и учил этому братию. В последние годы на его долю выпали многие скорби: отъезд старца Амвросия в Шамордино, болезни и тайные доносы на настоятеля о его неспособности, по преклонным годам и болезням, к управлению обителью. 4 сентября 1894 г. он тихо почил, окруженный своими плачущими чадами.
Схиархимандрит Исаакий, приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетал в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества - строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам, независимо от сана и звания.
В 1996 г. в числе других Оптинских старцев он был причислен к лику местночтимых святых; канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.