Св. апостол Фаддей был из 70 апостолов, происходил из г. Едессы. Придя в Иерусалим на поклонение и услышав проповедь Иоанна Крестителя, он крестился от Иоанна. Потом, увидев Иисуса Христа и чудеса Его, Фаддей сделался учеником Христовым. После сошествия Святого Духа он был послан проповедовать Евангелие в Едессу. Здесь князь Авгарь, узнав о нем, призвал к себе и спросил: не он ли тот, которого из Своих учеников Христос обещал прислать для совершенного его исцеления и для душевного спасения? Когда Фаддей подтвердил это, то Авгарь сказал, что он хотел было идти с войском и истребить распявших Христа иудеев, но опасение гнева со стороны римского императора отклонило его от этого предприятия. Тогда апостол сказал: «Господь Иисус Христос мог бы представить легионы ангелов для освобождения себя из рук иудеев, но Он пострадал за весь мир, потом воскрес и вознесся на небо», - и возложив руку на князя, исцелил его. Князь собрал всех граждан; тогда апостол благовествовал им об Иисусе Христе, и многие крестились. Устроив церковь в Едессе, св. Фаддей отправился в Армению. Здесь он проповедью и чудесами обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а некоторых предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: «Мужайся, Фаддей. Вооружись терпением, много бедствий ожидает тебя, но Я буду с тобой». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собой, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «Будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось через апостола Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ее смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Царь послал за ним. Апостол сам вышел к сановникам и сказал: «Я тот, кого вы ищете». — «Ты соблазнил дочь мою, отвлек ее от отеческого престола, сделал ненавистной богам нашим и нищей и довел до казни», -сказал царь Фаддею. «Да, я действительно украл святую деву, отвлекши ее от идолов и обратив ко Христу. Но она теперь вместе с серафимами славит Святую Троицу», - отвечал Фаддей. Царь велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Царь приказал умертвить его мечом. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, расселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было около 44 г. по P. X.
Мученица Васса и дети ее: Феогний, Агапий и Пист были преданы на страдание за веру мужем и отцом, который был языческим жрецом в г. Едессе во время гонения от Максимиана. Сыновья были замучены прежде матери, которая укрепляла их. Ее же морили голодом, били камнями, бросали в воду, отдавали на растерзание зверям, но она оставалась невредимой. Ввергли мученицу в море, но три светоносные мужа, вероятно, замученные ее дети, извлекли ее из воды и посадили на корабль. Она вышла из корабля недалеко от Кизика. Здесь правитель принуждал Вассу принести жертву богам и за отказ умертвил мечом.
Преподобный Авраамий Смоленский происходил от богатых и благочестивых родителей, жителей Смоленска. Родился он по усердным молитвам отца с матерью, у которых было много дочерей, но ни одного сына. Будучи еще отроком, чуждался детских игр и любил подолгу молиться дома и в храме. Родители желали видеть его женатым, но он убедил их не принуждать его к брачной жизни. Со смертью же родителей Авраамий роздал все доставшееся ему имущество по монастырям, церквам и бедным людям, а сам постригся в Богородичной обители в Белище, в 5 верстах от Смоленска. Святой инок особенно любил чтение творений святых отцов, говоря: «Жизнь наша - война, а для войны нужны оружие и опытные познания; посему необходимо учиться у святых отцов, какое духовное оружие полезно в каком случае». Авраамий скоро сделан был пресвитером и духовником. Так прожил он 30 лет; но Провидению угодно было подвергнуть его многим скорбям. Так как приходили к нему для духовного назидания и многие из горожан, то некоторые из городских священников и даже из монастырской братии начали завидовать ему, вымышлять разные клеветы на него и делать ему неприятности. Восстановили против него даже игумена, так что святой вынужден был перейти в другой монастырь в самом городе. Но здесь возбудили против святого Авраамия самого епископа, говоря, что он проповедует еретическое учение и живет нечисто, прикрывая темные дела показной святостью. Собран был суд над преподобным, и он был осужден: ему запрещено было совершать богослужения и говорить с людьми. Авраамий все переносил благодушно, говоря о своих врагах: «Бог им судья!» Но осуждение Авраамия принесло много вреда для города: люди слабые, которых святой удерживал своими наставлениями от пороков, предались порокам снова, многие из учеников его, иноки, возвратились из монастыря к мирской жизни, в городе начались разные беды засуха, болезни. Тогда благочестивый священник Лазарь (впоследствии епископ) пришел к епископу Игнатию и сказал, что город еще строже будет наказан, если жители не раска-ются в своей несправедливости против Авраамия. Игнатий разрешил Авраамию священнодействие, просил у него прощения городу и молитв о дожде. «Кто я, грешный, — смиренно говорил святой епископу, - что ты возлагаешь на меня такое повеление? Помолись ты сам о вверенном тебе стаде, да послушает тебя Господь». Однако, затворясь в келье, помолился, и пролился сильный дождь. Тогда все поняли свою ошибку и начали высоко уважать Авраамия. Святитель Игнатий построил близ города новый монастырь в честь Положения ризы Богородицы и поставил его здесь настоятелем. Тогда снова и безбоязненно отовсюду толпами начали стекаться к святому, чтобы поучаться благочестивой жизни. Но это продолжалось недолго; он вскоре около 1220 г. скончался. Мощи св. Авраамия находятся под спудом в храме его обители.
Преподобный Авраамий Киево-Печерский был игуменом. Скончался в XIV в. Последнее время своей жизни он подвизался таким образом: после молитвы трудился над приготовлением всего, что было необходимо для братии, спасавшейся в пещерах, почему и был назван трудолюбивым. Мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах.
В этот день празднуется память преподобных Ефрема Смоленского, Корнилия (около 1420 г.) - его память также 19 мая, и Авраамия (XV в.) Палеостровских.