Мученик Андрей называется Стратилатом, потому что был главным военачальником в походе против персов при царе Максимиане. Он обращался со всеми кротко и любовно и тем заслужил доверие и любовь своих подчиненных. Будучи тайным христианином, он научил и своих воинов веровать в Господа и возлагать надежду на Него. При помощи Божией Андрей со своим войском одержал победу над персами. Но после победы другие воины, завидуя его славе, донесли правителю Сирии Антиоху, что он исповедует христианскую веру. Правитель убеждал святого отречься от Христа, жег его на раскаленном одре, а верующих во Христа воинов его дружины пригвоздил к крестам, но огонь не коснулся св. Андрея, а воины мужественно переносили мучения. Тогда всех их посадили в темницу, но потом освободили, потому что Андрей пользовался уважением народа. Св. Андрей исповедовал Христа, но еще не был крещен. Он отправился со всеми своими воинами, уверовавшими во Христа, в Таре, чтобы принять крещение.
Дружина его состояла из 2593 человек. Путешествие Андрея сочли за бегство и возмущение против царя. Селевк, правитель Киликии, с войском, настигнув Андрея с его дружиной в ущельях Тавра, бросился на них и перебил всех. Андрей и его дружинники, помолясь Богу, смиренно склонили головы под мечи и с радостью приняли смерть. Епископы Петр и Нон, видевшие избиение мучеников, погребли тела их. На месте избиения чудесно истек источник, подававший исцеление больным.
Мученики Тимофей, Агапий и Фекла пострадали в 304 г. при Диоклетиане в Гале. Тимофея сначала терзали бичами и острыми гребнями, а потом сожгли медленным огнем. Агапий и Фекла были отданы на растерзание зверям.
Донская икона Божией Матери принесена была донскими казаками великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому на время войны его с ханом Мамаем и находилась в его войске в продолжение всей войны. В день славной Куликовской битвы в 1380 г. ее носили перед рядами воинов для ободрения и вспомоществования против врагов. После победы икона была поднесена казаками в дар великому князю, который принес ее в Москву и поставил сначала в Успенском, а потом в Благовещенском соборе. В память победы назвали ее Донской. В 1591 г. в царствование Феодора Иоанновича в память избавления Москвы от крымских татар по молитве перед Донской иконой в Москве построен Донской монастырь. Когда крымский царевич Нурыдан с братом своим Муром Гиреем подступил к Москве и расположился близ нее, на Воробьевых горах, то царь обратился с молитвой о помощи к Защитнице христиан Богородице. После крестного хода с Донской иконой вокруг города он ее поставил в своей походной церкви и перед сражением целую ночь провел в молитве. Наступил день, татары напали на русских, но вдруг, устрашенные невидимой силой, обратились в бегство и оставили на поле сражения множество убитых и весь свой стан. Здесь-то и основан был монастырь в благодарность небесной Заступнице, и в нем поставлена была Донская икона Ее, отчего и монастырь назван Донским; праздник Донской иконе был установлен 19 августа, в день победы, и крестный ход из Успенского собора.
В этот день празднуется память святителя Питирима, епископа Пермского (1456 г.) - о нем уже говорилось 29 января; и преподобного Феофана Нового (XV в.).