Успение Пресвятой Богородицы было на 15 году после Вознесения и на 48-м после Рождества Христова. После вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому с креста Сам Господь повелел быть для Нее вместо сына, а Ей для него вместо матери. Подобно апостолам, Пресвятая Богородица проповедовала о Христе Спасителе. Она любила часто посещать те места, где пребывал Сын Ее Господь во время земной Своей жизни. Однажды Она молилась в саду Гефсиманском - там, где Господь молился перед Своими страданиями. Тут явился Ей архангел Гавриил и сказал, что через три дня последует Ее успение, т.е. смерть. И ко дню успения Пресвятой Богородицы собрались из разных стран, где проповедовали, все святые апостолы, кроме Фомы: ангелы на облаках перенесли их оттуда в Иерусалим. 15 августа Пресвятая Богородица, возлежа на постели, без малейшего страдания, как бы засыпая, умерла. Сам Сын Ее Иисус Христос явился в необыкновенном свете с ангелами и принял душу Ее. Апостолы на своих плечах несли тело Пресвятой Богородицы для погребения. Узнав о погребении Пресвятой Богородицы, иудеи хотели оскорбить тело Ее. Один из них, священник Аффоний, забежал вперед шествия, ухватил обеими руками одр, на котором несли пречистое тело, и хотел было опрокинуть его на землю. Ангел невидимо отсек ему кисти рук. Аффоний раскаялся, уверовал во Христа и тотчас же был исцелен апостолами. На третий день после погребения пришел в Иерусалим и Фома. Узнав о смерти Пресвятой Богородицы, он жалел, что ему не пришлось быть при Ее погребении и пожелал хотя бы взглянуть и облобызать пречистое тело Ее. Пошли в гроб Пресвятой Богородицы, и когда открыли гроб, то увидели, что он пуст; там лежат только, погребальные пелены. Тогда апостолы уразумели, что Пресвятая Богородица воскресла и взята с телом на небо в третий день после Своего Успения. Затем Сама Она явилась им в теле на воздухе, окруженная ангелами и святыми.
Овиновская икона Богородицы получила свое название от явления боярину Иоанну Овинову. Овинов жил вблизи Николаевской обители в Костромской губернии. Когда он вздумал построить вместо обветшавшей новую церковь в этой обители, то, идя посмотреть место для храма, у самых монастырских ворот встретил двух прекрасных юношей с иконою Богородицы. Юноши, сказав: «Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги прислали тебе эту икону и повелели соорудить церковь во имя этой иконы и святителя Николая», - отдали ему икону. Он внес икону в монастырь и рассказал игумену и братии о своем чудесном видении. Иоанн Овинов построил храм и поставил в нем икону. Икона творила чудеса. Явление ее было в XV в. Находится она в Паисиевом мужском монастыре Костромской епархии.
Семигородская икона Успения Богоматери написана прп. Дионисием Глушицким в XV в. (память 1 июня). Она была принесена отшельниками из его обители в непроходимые леса, находившиеся на расстоянии 20 верст от обители, за реку Двинцу, и здесь поставлена в церкви, построенной для Семиградской волости, отчего икона получила название Семигородной. Во время чумы в XV в. все жители этой волости вымерли, и церковь около полутораста лет стояла в запустении. В 1593 г. одной старице, Иулиании, лежавшей 3 года в расслаблении в московском Новодевичьем монастыре, было видение Самой Богородицы, Которая обещала ей исцеление, если она поедет в Семигородную пустынь и возобновит ее. Старица дала обет исполнить повеление Богородицы и получила исцеление. В 1602 г. она построила обитель и тут жила до своей кончины с некоторыми сестрами. В конце XVII в. обитель обращена в мужскую.
Тупичевская икона Богородицы находится в Тупичевском монастыре в г. Мстиславле Могилевской епархии, отчего так и называется. В 1847 г. в память воссоединения униатов установлен крестный ход с этой иконой из Мозоловского в Мстиславский монастырь.
Псково-Печерская икона Успения Богородицы находится на границе Лифляндии в Псково-Печерском мужском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах в 56 верстах от Пскова по случаю явления иконы над древней пещерой, от которой получили свое название город, монастырь и икона. В 1472 г. явленная икона прославилась многими чудесами. Пресвятая Богородица по молитвам перед этой иконой в 1581 г. спасла и город Псков, и Печерский монастырь от нашествия польского короля Стефана Батория. Поляки уже сделали пролом в городской стене, но едва принесли к пролому икону вместе с другой святыней, как войско воодушевилось, и враги были вытеснены назад в пролом, сбиты со стен и прогнаны в поле, где иных избили, а других взяли в плен. После этого Баторий хотел взять хотя бы монастырь, где, кроме иноков, для защиты было всего 200-300 воинов; но защитники монастыря мужественно отразили и эти его приступы.
Сурдегская икона Богородицы находится в Сурдегском Свято-Духовском монастыре Ковенской епархии Вилькомирского уезда. Явилась она в 1530 г. вблизи обветшавшей церкви в местечке Сурдегах, под источником, и здесь был устроен монастырь. Однажды католики похитили было эту икону, но лишь внесли ее в Бернардинский монастырь, как лик Царицы Небесной на ней сделался невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти, и тогда она была возвращена. В Литве, Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона привлекает со всех сторон многочисленных богомольцев - не только православных, но и католиков и старообрядцев.
15 августа празднуется еще следующим чудотворным иконам Пресвятой Богородицы: 1) Владимирской-Ростовской, находящейся в Ростове в соборном храме. Она написана для Алипия Печерского в XII в.; 2) Крымской, изображенной на скале в горе; 3) Цикланской, в Цикланском монастыре в Карталинии, - современная святой Нине, просветительнице Грузии (память 14 января); 4) Ацкурской, в Гаенатском соборе близ Кутаиси, принесенной св. апостолом Андреем Первозванным; 5) там же находится Гаенатская икона, принадлежавшая царице Тамаре; 6) Вифлеемской, находящейся в Тифлисе в Кашоэтском соборе и 7) Моздокской, находящейся в городе Моздоке на Кавказе, в Успенской церкви. Это список с Иверской иконы (в Иверии), принадлежит к древнейшим святыням православной Церкви, написана благочестивым иконописцем для царицы грузинской Тамары («Церковный Вестник», 1896 г.).