Мученики Фотий и Аникита вместе с многими другими христианами пострадали при императоре Диоклетиане в IV в. в Никомидии. Диоклетиан приказал поставить а городской площади орудия казней, чтобы устрашить христиан. Но в это время пришел к царю Аникита, муж знатный, и смело исповедал себя христианином, называя языческих идолов тварью, укоряя идолопоклонников и говоря при этом: «Не страшны нам приготовленные тобою для христиан казни и мучения». Разгневанный царь приказал мучить Аникиту и затем бросить на съедение зверям. Но выпущенный на него страшный лев сделался так кроток, что ласкался к нему. Св. Аникита благодарил Бога и просил силы превозмочь мучителя, и в это время вдруг сделалось сильное землетрясение, так что разрушилось капище идола Геркулеса и часть городской стены, и от этого погибло много язычников. Тогда царь приказал отсечь мечом голову святому; но лишь палач занес меч, как сам упал без чувств. Аникиту стали колесовать и палить тело огнем; но колесо остановилось и огонь погас. Бросили мученика в котел с кипящим оловом, но олово остыло, и мученик остался невредим. Тогда один из родственников Аникиты, Фотий, видя, как Господь хранит Своего раба, подошел к Аниките и приветствовал его; затем, обратившись к царю, сказал: «Идолопоклонник, твои боги - ничто!» Царь приказал отсечь голову Фотию, но когда палач поднял меч, чтобы поразить святого, меч поразил до смерти его самого. Царь посадил обоих мучеников в темницу. «Поклонитесь богам нашим, я прославлю вас и обогащу», — сказал Диоклетиан, призвав к себе мучеников через три дня. «Погибни ты со своей честью и богатством!» - отвечали мученики. Тогда царь приказал привязать их за ноги к диким коням, но святые, влачимые конями, оставались невредимы, словно ехали на колеснице. После того заперли их в бане, но баня развалилась, и святые и тут остались невредимыми. Диоклетиан велел сделать большую печь, чтобы сжечь в ней всех христиан с женами и детьми. Христиане, не дожидаясь, когда мучитель бросит их в печь, сами шли туда со словами: «Мы христиане!» Первыми вошли свв. Аникита и Фотий, а за ними множество христиан, и все скончались с молитвой на устах. Тела святых Аникиты и Фотия оказались совершенно неповрежденными.
Священномученик Александр был епископом в г. Комане близ Неокесарии и жил в III в. Он получил прекрасное образование, но, приняв подвиг великого смирения, старался казаться перед всеми простым и необразованным и жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади, так что многие относились к нему с презрением. Но Сам Господь вознес его за смирение. В Комане умер епископ. В древности избрание епископов совершалось клиром при участии мирян и утверждалось согласием одного или нескольких соседних епископов. При избрании был св. Григорий чудотворец, епископ неокесарийский (память 17 ноября). Когда начали выбирать епископа, - одним хотелось выбрать человека знатного, другим - ученого и красноречивого, третьим - богатого.
Тогда св. Григорий заметил, что в избраннике надо искать не внешних достоинств и отличий, но чистоты сердца и святости жизни. Это замечание показалось некоторым из избирателей неприятным, и они начали смеяться, говоря: «Если так, то не выбрать ли Александра гольщика?» Многие рассмеялись при этом, а св. Григорий подумал, не указание ли свыше эти слова, и спросил: «Кто же этот Александр?» Его немедленно отыскали среди народа. Святитель, увидев Александра, хотя он и был бедно одет, понял, что это не простой человек, отвел его в сторону и просил сказать всю истину о себе. Св. Александр сказал, что он прежде был философом, но ради Бога принял добровольную нищету и смирение. Тогда св. Григорий взял его к себе в дом, омыл и одел в хорошие одежды, представил собранию и перед собранием испытал в знании Священного Писания. Увидев мудрость св. Александра, все единодушно избрали его епископом и удивлялись его смирению. В царствование Диоклетиана, когда было открыто гонение на христиан, св. Александра принуждали отречься от Христа и за отказ после мучений сожгли.