Мученик Евпл служил диаконом в г. Катане на Сицилии во времена гонения на христиан от Диоклетиана. В то время всюду отыскивали и предавали на мучения христиан. Им даже было запрещено иметь у себя священные книги. Книги отбирали и сжигали. Св. Евпл, несмотря на запрещение, носил с собой Евангелие и, обходя дома и улицы, проповедовал христианскую веру. Когда он читал и объяснял Евангелие в одном доме собравшемуся народу, то схватили его и представили начальнику города Калвисиану. На вопрос Калвисиана: «Ты ли хулитель наших богов и преступник закона?» — Евпл исповедал себя христианином и назвал языческих богов истуканами. Тогда Калвисиан приказал мучить его. Святой мученик начал молиться Богу об укреплении среди мучений и услышал голос: «Мужайся, Евпл, тебе приготовлено место в раю». После мучений его посадили в темницу без пищи и питья, чтобы уморить голодом. Здесь Господь извел по молитве св. Евпла источник, чтобы ему утолить жажду. Святого мученика снова повели к начальнику. Начальник изумился, увидев его совершенно здоровым и с радостным выражением лица, и начал снова уговаривать отречься от Христа. Видя твердость святого, Калвисиан приказал отрезать ему уши и умертвить мечом. Ведя на казнь, повесили ему на шею Евангелие. Когда святой пришел на место казни, то просил позволения помолиться. После молитвы он раскрыл Евангелие и начал учить народ. Затем радостно склонил голову под меч палача. Это было в 304 г. Мощи св. Евпла находятся в Тривико, в пределах неаполитанских.
Мученица Сосанна дева была родственницей гонителя христиан Диоклетиана. Отец ее Гавиний был пресвитером, а дядя Гаий -папой в Риме. Они воспитали Сосанну, единственную дочь Гавиния, в христианской вере и благочестии, дав ей хорошее образование. Диоклетиан, наслышавшись об уме и красоте Сосанны, пожелал женить на ней приемного своего сына Максимиана Галерия. С этой целью он послал родственника своего Клавдия к отцу Сосанны. Объявили Сосанне желание царя, но она отвергла его предложение, сказав, что она так возлюбила Господа, что не может и думать о плотском супружестве, а хочет работать одному Богу. Придя за ответом, Клавдий породственному хотел поцеловать Сосанну, но она отвернулась и сказала: «Ты не должен был меня целовать, потому что уста твои осквернены идольскими жертвами». - «Что же мне сделать, чтобы очистить свои уста?» - спросил Клавдий. «Покайся и крестись», - отвечала Сосанна. И Клавдий с женой своей Препедигной и сыновьями Александром и Куфием крестились. Клавдий убедил креститься и брата своего Максима. Узнав об обращении в христианство Клавдия и Максима, Диоклетиан сослал их с семействами в заточение, где они были сожжены, а Сосанну взял во дворец к жене своей Сирене, чтобы царица уговорила ее выйти замуж. Царица была тайной христианкой и очень хвалила Сосанну за целомудрие, а сама объявила царю, что Сосанна не намерена вступить в брак, и что никто ничем не принудит ее к браку. Тогда Диоклетиан позволил своему сыну обесчестить Сосанну; но лишь тот подошел к ней, как увидел над ней ангела в сиянии и так испугался, что в страхе удалился от нее. После этого царь приказал жестокому язычнику Македонию склонить святую к идолопоклонству и принести жертву богам. «Я приношу себя в жертву Господу моему», - говорила она Македонию. Македонии начал бить Сосанну. «Слава Тебе, Господи!» - говорила она при этом. Затем по приказанию царя Македонии умертвил Сосанну. Царица похоронила тело мученицы. Вскоре после того пострадали Гавиний и Гаий. Мощи Сосанны, Гавиния и Гаия находятся в Риме.
Преподобномученики Феодор и Василий подвизались одновременно в Киево-Печерской лавре в XI в. Св. Феодор имел большое богатство и перед вступлением в монастырь все его роздал. Но диавол возбудил в сердце его сожаление о розданном имуществе и довел до уныния. Феодор открыл свою скорбь братии, и один из братии, Василий принял в нем большое участие, чтобы спасти его от погибели. «Если ты жалеешь розданное тобой имение, то я отдам тебе его стоимость; но пусть все, розданное тобой, будет моим подаянием Богу. Только бойся, чтобы не случилось с тобой того же, что случилось в Константинополе. Некто подобно тебе тоже жалел о розданном имении и передал эту жертву другому, забыв то, что сам получил имение от Бога. Лишь только сказал он перед Богом в церкви слова передачи, как упал и умер». Феодор раскаялся в своем грехе и благодарил Василия, и с тех пор они стали друзьями. Но страсть к деньгам и после того не оставила совсем Феодора, и диа-вол снова чуть не погубил его. Василий отлучился из обители. Тогда диавол явился Феодору в виде Василия, посоветовал ему для успокоения просить себе у Бога денег, а затем во сне в виде ангела указал и место в обители, где было сокрыто серебро. Диавол же, продолжая являться ему в виде Василия, внушал мысль выйти из монастыря, и Феодор решился было на это. Когда же возвратился Василий, тогда открыты были козни диавола, и серебро снова было сокрыто в землю. Василий советовал Феодору не вступать ни с кем в беседу без молитвы Иисусовой, и диавол уже не смел более приближаться к подвижнику. Князь Мстислав, сын Святополка, узнав о сокровище и призвав к себе обоих подвижников, требовал, чтобы они сказали, где закопали сокровище. Иноки отвечали, что они не помнят места. Князь мучил их, даже пустил стрелу в Феодора. Святой, вынув стрелу и бросив ее князю, предсказал смерть от стрелы ему самому. В следующую же ночь оба подвижника скончались. Мощи их почивают в Антониевой пещере.
В этот день празднуется преставление преподобного Феодора, князя Острожского, схимника Печерского (около 1438 г.); святой вспоминается также 28 августа, в Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.