Семь отроков ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Екзакустодиан (Константин) и Антонин прославились в V в. при императоре Феодосии Младшем. Жили они во время Декиева гонения на христиан в 11 в., были сыновьями начальников в Ефесе и служили в военной службе. Хотя и не были родными братьями, они были единодушны в вере и благочестии. Прибыв в Ефес, Декий требовал, чтобы все христиане приносили жертву идолам, и многие малодушные, боясь мучений, покорялись царю; но святые отроки удалились в храм и пламенно молились Богу. Отроков представили царю, и царь, видя их молодость и красоту, дал им время на размышление. Но юноши ушли из города, поселились в пещере и молились, чтобы Господь укрепил их на мученический подвиг. Декий, узнав, где скрылись юноши, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы погубить их там голодом и жаждой; но Бог навел на них чудный сон. Когда же закладывали пещеру, то двое царских вельмож - тайные христиане — написали страдание и имена семи отроков на оловянной дощечке и положили ее между камнями во входе. Гонения на христиан кончились, и Константин Великий сделал христианскую веру господствующей; но в V веке явились лжеучителя, одни из которых говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожаются?» А другие говорили; «Только души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам ожить и восстать после тысяч лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через семь святых отроков ефесских. Владелец горы, где была пещера с отроками, приказал брать из нее камни для постройки, и таким образом сделано было отверстие во входе пещеры. В это время Господь оживил святых отроков. Они воскресли, как будто пробудившись от вчерашнего сна. Не только тела их не изменились, но даже их одежды были целы, и сами они оставались такими же юными, какими уснули. Отроки стали беседовать о гонении на христиан и о том, что ищет их Декий, и готовы были выйти из пещеры, чтобы положить жизнь свою за Христа. Один из них, Иамвлих, пошел в город за пищей. Подойдя к городским воротам, он увидел на стене крест и изумился. Увидев же здания, дома и стены не такие, какие видел прежде, еще более удивился. «Этот ли город Ефес?» - спросил он одного человека. Ему отвечали: «Да». Купив хлеба, он подал торговцу бывшую у него монету. Хлебник, взяв монету, удивился, откуда отрок взял такую древнюю монету. Собрался народ, но Иамвлих не видел тут никого, знакомого себе. Его представили городскому начальнику и епископу. «Чей ты сын, и знает ли тебя кто?» - спросили отрока. Святой отрок указал своих знакомых, но никто не знал таких жителей. Иамвлих спросил: «Жив ли царь Декий?» - «Декий царствовал в древние времена, а теперь царствует благочестивый Феодосии», - отвечали ему. Тогда святой отрок рассказал о себе и о братьях, как они скрылись от Декия в пещере, и просил дойти с собой до пещеры. Когда же подошли к пещере, то тут во входе нашли дощечку о святых отроках. Войдя в пещеру, увидели отроков, сияющих благодатью Божией. Сам император пришел в пещеру и поклонился отрокам, обнимал и целовал их, говоря: «Сам Господь показал нам в лице вашем образ будущего воскресения». После этого святые отроки много беседовали с царем и епископом, затем преклонили головы и уснули уже сном смерти. Император хотел было положить их святые мощи в раки, но они явились ему во сне и повелели оставить их почивать на земле, как почивали прежде. Мощи творили чудеса. С XII в. о сих мощах ничего не известно.
Мученик Елевферий служил постельничим у гонителя христиан императора Максимиана. Сделавшись христианином, он построил церковь в своем имении в Вифинии, на реке Сангаре, и прожил там довольно долгое время. Возвратившись к императору, он назвал причиной своего долгого отсутствия болезнь, которая требовала чистого воздуха. Но один из царских слуг открыл царю, что Елевферий принял христианскую веру и даже устроил у себя в имении церковь. Царь тотчас же потребовал, чтобы Елевферий отрекся от Христа. Святой не послушался царя и был усечен мечом. Тело его погребено в имении при церкви.
Преподобномученица Евдокия жила в IV в., была знатной римлянкой. Ее взял в плен персидский царь Сапор в Визаде с 9 тысячами христиан, и она обратила ко Христу многих персидских женщин. За это предали Евдокию мучению. Сначала били святую воловьими жилами и затем посадили в темницу; через два месяца снова били суковатыми палками, так что палачи обливались кровью, и после заперли в темницу. Потом мучители обложили святую сделанными из тростника во весь ее рост лучинами, стянули веревками, так что лучины вошли в ее тело, и потом вытаскивали лучины из тела; потом отсекли ей голову.