Перенесение мощей архидиакона Стефана. Стефан был первым христианским мучеником, почему и называется первомучеником. Он был из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. В книге Деяний Апостольских сказано, что он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Иисуса Христа Стефан совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противостоять его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он хулил Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?» Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, чтит и храм Божий, и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы; кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали зубами. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! пришли дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян., гл. 6 и 7). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. 2 августа 428 г. при императоре Феодосии Младшем мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.
Священномученик Стефан, папа Римский, жил в III в. и был современником св. Киприана Карфагенского. В это время был спор Римской Церкви с Африканской относительно кающихся еретиков. На соборах Африканских положено было принимать их в Церковь через повторное крещение; а Римская Церковь принимала только через возложение рук с покаянием. Впоследствии на соборах положено было, что еретиков, которые не крещены во имя Св. Троицы через троекратное погружение, перекрещивать, а прочих принимать или через миропомазание, или только через покаяние и отречение от ересей. Св. Стефан боролся с ересью Новата, который учил, что еретиков вообще не следует принимать. Он крестил трибуна Немезия, исцелив его дочь Люциллу. Немезия и Люциллу за веру усекли мечом. Симфоний, эконом их, во время мучений от трибуна Олимпия, одним своим словом растопив золотого идола, обратил ко Христу трибуна с женою Екзуперией и сыном Теодолом. Их всех троих сожгли. В это же время обезглавлены были 9 клириков святого Стефана. Наконец, император Валериан потребовал к себе и самого Стефана и приказал обезглавить. Это было в 257 г. Мощи священномученика почивают в Риме в церкви святого папы Сильвестра.
Преставление святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Родился он в 1464 г. в подмосковном селении Елохове (ныне место в самой Москве) в семье бедных, но благочестивых крестьян, по молитвам. Пример благочестивых родителей научил его благочестию. Будучи сам честным тружеником, сапожным мастером, отец отдал Василия в ученье другому мастеру в ближайшем посаде Москвы. Благочестивый Василий соединял труд с молитвой, постом и богомыслием, так что скоро удостоился дара прозорливости. Один из заказчиков его хозяина просил сделать сапоги попрочнее, но Василий, предвидя, что он завтра же умрет, улыбнулся. Хозяин вынудил Василия сказать причину улыбки, но с того времени Василий принял на себя подвиг юродства (о юродивых читайте под 3 и 8 июля), оставил хозяина и родительский дом и наложил на себя тяжелые вериги. Ему было в это время только 16 лет. Много неприятного приходилось переносить св. Василию на пути юродства, но он терпел все Христа ради. Он ходил и зимой и летом полунагим, почему называли его нагоходцем. Однажды торговки насмеялись над его наготой, но были наказаны — они ослепли. Жил Василий на улицах и площадях вместе с нищими, ежедневно бывал в церкви при богослужении, ночи проводил на папертях в молитве. Смело и нелицеприятно говорил всем правду, и прямо, и в намеках, в иносказаниях и знаках, предсказывал напасть в наказание за грехи или благополучие в награду за добродетели. Входил в корчмы для спасения погибавших от пьянства. Своими подвигами св. Василий еще более усилил дар прозорливости и чудотворения. Своей молитвой перед дверями Успенского собора спас Москву и всю Россию от нашествия хана Махмед-Гирея в 1521 г. Царь Иоанн Грозный любил Василия. Однажды, быв у царя на обеде, он три раза выплескивал за окно подаваемую ему по повелению царя чарку вина. Царь разгневался на него, но св. Василий сказал: «Не гневайся, царь, я угасил пламя в Новгороде». И действительно, в это самое время там был страшный пожар, и граждане видели, как какой-то нагой человек с водоносом залил пламя. В другой раз царь спрашивал Василия после обедни, отчего он не видел его в церкви, святой отвечал: «А я видел тебя даже там, где ты был в это время. Я видел, как ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил дворец. Ты не был в храме, ибо помышлял о житейском; я же был в храме - я после пения «отложим всякое житейское попечение» со святыми херувимами поклонялся Богу, не помышляя ни о чем земном». Царь сознался, что действительно было так, и стал даже бояться святого. Не раз видели, как св. Василий, проходя мимо некоторых домов, кидал камнями в углы их, а у других целовал углы, и оказалось, что в первых домах проводили время в благочестии: молитве и чтении Священного Писания, и тем прогоняли от себя бесов, в которых кидал Василий камнями; а во вторых предавались худым делам и тем удаляли из домов святых ангелов, которых он целовал. Перед кончиной св. Василий впал в тяжкую болезнь. Сам царь Иоанн Грозный с царицей Анастасией и детьми посетили его. 72 года юродствовал св. Василий и умер 88 лет в 1557 г. Царь с боярами несли гроб его на своих плечах. Народ горько оплакивал его кончину. Через 31 год после кончины св. Василия к сооружавшемуся в то время Покровскому собору пристроен был придел в его честь, где доныне под спудом почивают его чудотворные мощи.
В этот день празднуется память преподобного Василия Вологодского на Кубенском озере (XV в.).