Регионы

Случайное изображение

2205.jpg

28 июля

Мученики Евстафий, Акакий и Иулиан. Св. Евстафий был воином и пострадал в 316 г. в Анкире Галатийской. Св. Акакий был мучим в Аполлонии, на границе Фригии и Писидии, и умерщвлен в Милете Корийском около 320 г. Мощи его были положены в Синнаде Фригийской. Св. Иулиан происходил из Далмации и пострадал в юных летах при императоре Антонине около 150 г. За исповедание веры его сначала заключили в темницу и неделю томили голодом и жаждой; затем при стечении множества народа предавали разным истязаниям, так что некоторые, видя необыкновенное его терпение, уверовали во Христа. Потом мученика повесили на столбе, строгали тело его острым железом и усекли мечом. Местом мучений его полагают город Сора в Италии.
Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», по преданию, написана св. евангелистом Лукой. Называется Одигитрией, то есть Путеводительницей, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее иконой Одигитрии. В XII в. сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленской. В 1237 г., когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на город Мой со всей своей ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражье рабство. Выйди тайно ото всех навстречу врагам, и силой Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобой. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал: поразил исполина и отразил рать Батыя при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, но сам пал убитым. В XIV в. икона была перенесена в Москву, в XV же веке жители Смоленска упросили великого князя Василия Темного отпустить икону обратно в Смоленск. Икону сопровождали с крестным ходом за две версты за город, где в 1524 г. устроен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список со Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 г., в нашествие Наполеона, Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска: накануне славной Бородинской битвы носили ее по всему лагерю, чтобы молитвой перед ней укрепить воинов на предстоявший им великий подвиг.
Гребневская икона Богородицы находится в Москве на Лубянке, в церкви ее имени. Когда великий князь Дмитрий Донской после победы над Мамаем в 1380 г. возвращался в Москву, то жители теперь уже не существующего города Гребня, лежавшего близ Дона, поднесли ему икону, прославившуюся у них чудотворениями. Икона была названа Гребневской и поставлена в Успенском соборе. В XV в., после удачного похода против Новгорода великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения на Лубянке и здесь поставил Гребневский образ, который он брал с собой в поход. В 1687 г., когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась целой.
Есть много списков с иконы Смоленской-Одигитрии, которые ознаменовали себя разными чудотворениями:
Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине близ Костромы, на престоле в ветхой церкви в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил духовного отца отслужить молебен перед иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песочинский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому.
Югская икона Богоматери находится в Югской-Дорофеевой пустыни близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решил идти на родину, в село Никульс-кое близ г. Мологи. Когда перед отправлением в путь молился он перед иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги старец, отдыхая, поставил икону на дерево и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги.
Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. В день праздника бывает крестный ход с иконой вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654-1655 гг.
Супрасльская, находящаяся в Супрасльском Благовещенском монастыре Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г., когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западно-русского края, не только православных, но и христиан римско-католической церкви и протестантов. Супрасльская икона представляет собой копию Смоленской Одигитрии, но над головой Богоматери находится изображение Бога Отца, в облаках, с ликами ангелов по сторонам.
Выдропусская находится в г. Торжке Новгородской епархии. Прославилась чудодействием в храме села Выдропусска той же епархии в XV в.
Одигитрия Воронинская, находящаяся в Воронинской пустыни Череповецкого уезда. Явилась тут в 1524 г.
Смоленские: 1) Сергиевская в Сергиевой лавре Божией Матери Одигитрии; 2) Костромская в Костроме, написанная на стене Богоявленского монастыря, прославившаяся во время сильного пожара в 1779 г.; 3) Кирилло-Белозерская, принесенная ев. Кириллом в Белозерскую страну из Симонова монастыря, где он основал обитель; 4) Устюженская в г. Устюжне Новгородской епархии (заступничеством Богородицы Устюжна была избавлена от шведов и ляхов); 5) Святогорская, явившаяся в 1569 г. в Святогорском монастыре, Псковской епархии; 6) Соловецкая, явившаяся в XVII в. преподобному Елеазару Анзерскому (память 13 января).
В этот день празднуется память святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г,).
Святитель Питирим Тамбовский (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в г. Вязьме в благочестивой семье. Его родители сумели привить любовь к Богу и Святой Церкви своим детям. Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений, Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом и живописцем. Строгое соблюдение постов, любовь к молитве и уклонение от праздных развлечений и забав показывали его высокую аскетическую настроенность. Достигнув совершеннолетия, Прокопий поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь. На двадцать первом году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, а через некоторое время рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Своей подвижнической жизнью будущий святитель заслужил уважение братии и был избран во игумена. В 1684 г. он был возведен в сан архимандрита.
1 сентября 1684 г. святой Питирим по благословению патриарха Иоакима был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 г. в Успенском соборе в Москве он был рукоположен во епископа. Большинство населения епархии составляли язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары) и раскольники. Там жило много ссыльных и беглых преступников. Святителю предстояло бороться с язычеством, сектантством и с грубостью нравов. В начале 1686 г, он выехал в Тамбов, посетив по пути для духовной беседы святителя Митрофана Воронежского. Торжественная встреча в первом же городе Тамбовской епархии - Козлове так смутила святителя Питирима, что в Тамбов он въехал еще до восхода солнца в сопровождении нескольких монахов, и в храме за ранним богослужением его встретили лишь немногие благочестивые христиане.
Первым делом святителя Питирима на новом поприще стала выдача грамоты на построение каменного храма для Козловского монастыря. В годы его управления епархией строительство храмов становится повсеместным. После кончины святителя в епархии было 168 храмов. По инициативе святителя были построены мужской Тригуляевский во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) и женский Вознесенский (1692 г.) монастыри. В 1694 г. святитель Питирим приступил к созданию каменного кафедрального собора, который был закончен уже после его смерти. Стараясь благолепно украшать храмы и монастыри, святитель Питирим заботился и том, чтобы вид городов и селений был христианским. В Тамбове на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия и иконы Божией Матери. Много трудов приложил святитель для крещения язычников и магометан, а также и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитвам святителя становился краем религиозным. Объезжая свою епархию с проповедью учения Христова, святитель своей искренней любовью к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался кротостью и удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям, в то же время бывал и по-отечески требователен. Двери его дома были отрыты для всех, приходивших за советом и помощью. Непритязательный в личной жизни, он все средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Пренебрегая удобствами, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранных к принятию священного сана. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Радея о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в храм, где служились престольные торжества.
Во время тяжелой болезни святитель просил не здравия и продления жизни, но испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царствии Небесном. Господь утешил его видением преподобного Прокопия Декаполита, память которого святитель особенно чтил, и самого Спасителя, явившегося в облаке и благословившего святителя.
Святитель Питирим скончался 28 июля 1698 г. и был погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора. Память святителя почиталась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных, причем не только православных, но и иноверцев. 28 июля 19 И г. святитель Питирим был причислен к лику святых
Русской Православной Церкви с определением совершать день его церковной памяти в день его праведной кончины.
В этот день празднуется память преподобного Моисея, чудотворца Печерского (XIII—IV вв.) - память святого вспоминают также 28 августа, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих; преподобного Павла Ксиропотамского (820 г.); Собор Тамбовских святых (празднование установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена 16 февраля 1988 г.).
В Неделю (воскресенье) перед днем празднования Смоленской иконе Божией Матери - Одигитрии (28 июля) по благословению Святейшего Патриарха Пимена празднование установлено совершать Собор Смоленских святых.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

3gsm.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info