Св. Мария называется Магдалиной, потому что происходила из г. Магдалы в Сирии, и равноапостольной, потому что проповедовала Евангелие подобно апостолам. Слух об Иисусе Христе и чудесах Его привел ее к Нему в Галилею, так как она была одержима бесами. Христос, видя веру Марии, изгнал из нее семь бесов. С этого времени Мария уверовала в Господа и сделалась одной из усерднейших учениц Его, ходила за Ним с другими верующими женами и служила Ему. Св. Мария с великой скорбью и слезами наблюдала шествие Спасителя на Голгофу, Его мучения на кресте, снятие со креста. В день Воскресения, еще до рассвета, раньше всех, она пришла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его ароматами. Тут удостоилась видеть воскресшего Спасителя и сначала приняла было Его за садовника. По вознесении Господа на небо пребывала со святыми апостолами и Богородицей, а по сошествии Святого Духа путешествовала с проповедью в Рим. Здесь со словами «Христос воскрес!» - она поднесла императору Тиберию красное яйцо, рассказала о страданиях Христа и обвиняла Пилата в несправедливом осуждении Его на распятие. Вот почему со времени св. Марии и вошло в обычай между христианами обмениваться яйцами в праздник Пасхи. В IX в. мощи св. Марии перенесены из Ефеса в Константинополь. Части мощей ее хранятся на Афоне и в Иерусалиме.
О священномученике Фоке читайте под 22 сентября.
Преподобный Корнилий Переяславский происходил из Рязани и был сыном купца. Еще в юных летах возымел он склонность к монашеской жизни и, тайно покинув дом родительский, поселился у старца в Лукьяновой пустыни, недалеко от Переяславля. Через 5 лет он расстался со старцем и поселился в Переяславском Борисоглебском монастыре, где и постригся. Некоторое время подвизался в затворничестве, но последние годы жизни провел между братией. Перед смертью принял схиму. Скончался в 1693 г. В 1701 г. во время перестройки церкви гроб его был найден неповрежденным. Мощи св. Корнилия хранятся под спудом в приходской Борисоглебской церкви (монастырь упразднен).
В этот день празднуется память блаженного Киприана Воскресенского, Суждальского, Христа ради юродивого (1622 г.).