Мученики Прокл и Иларий пострадали при Траяне, в конце I - начале II вв. в г. Калипте близ Анкиры. Правитель Максим хотел заставить Прокла отречься от Христа и жестоко мучил его. Однажды, когда Максим переезжал с Проклом из одного города в другой, лошади с повозкой остановились и никак не могли сдвинуться с места. Св. Прокл объявил, что повозка пойдет вперед только тогда, когда Максим напишет исповедание веры во Христа. Максим согласился на это, и повозка пошла. Но Максим приписал чудо волшебству и сказал, что он испытал могущество Прокла, а теперь сам покажет ему свою силу и заставит его отречься от Христа. Прокла жестоко мучили, но он терпел все мучения; затем его обезглавили. Иларий был племянником Прокла. Воодушевившись примером дяди, он объявил себя христианином, и его также мучили и убили. Главу св. Илария видел паломник Антоний в 1200 г.
Мученица Голиндуха, нареченная Мария, была женой мага. Жила в VI в. в Персии. Она отличалась умом и вдумчивостью. Много размышляла о вере и, познав ложь языческой религии, крестилась втайне от мужа. Муж донес об этом царю Хозрою. Хозрой, увидев красоту Марии, предлагал ей сан царицы, если она отречется от Христа. Мария отвечала, что она уже невеста другого, небесного Царя. Хозрой заключил ее в темницу, где она пробыла 18 лет. Внук Хозроя, обязанный своим престолом византийскому императору Маврикию, щадил христиан, и св. Мария по этому случаю получила свободу. Своей проповедью и чудесами она обратила многих ко Христу. Умерла в церкви святого мученика Сергия близ Низибии.
Мученики Феодор и сын его Иоанн были варяги, жили в Киеве во времена князя Владимира, когда он еще был язычником, и исповедовали веру Христову. Владимир в 983 г. одержал победу над варягами. Приписывая успех помощи идолов, старцы и бояре предложили князю принести богам человеческую жертву. Бросили жребий, и он пал на сына Феодора Иоанна. «Давай богам своего сына, они выбрали его, и мы должны принести его им в жертву», - сказали посланные за Иоанном отцу его. Феодор отвечал: «У вас не боги, а дерево, они сделаны человеческими руками. Истинный Бог — это Бог греков. Он сотворил все. А ваши боги что сотворили? Не дам бесам своего сына!» Посланные передали слова Феодора народу. Народ пошел к его дому. «Давай богам своего сына!» - кричал народ. - «Если ваши боги - действительно боги, то пусть придет один из них взять моего сына; а вы к чему хлопочете?» - говорил Феодор народу, стоя в сенях. Народ бросился в сени и подрубил их. Тогда отец с сыном упали, и народ умертвил их обоих.
Преподобный Михаил Малеин жил в X в., был дядей византийского императора Никифора. С детства отличался благочестием и любил изучать Священное Писание; наконец, ушел на Афон, на гору Малеон, отчего и получил название Малеина. Был игуменом Каменской обители; там под его руководством подвизался св. Афанасий Афонский (память 5 июля).
Св. Вероника была та самая кровоточивая женщина, которая исцелилась от прикосновения к одежде Иисуса Христа, когда Он шел среди большой толпы народа. Стыдясь просить Господа об исцелении перед народом, она твердо верила, что может исцелиться от одного прикосновения к Его одежде, и действительно выздоровела. Христос открыл о совершившемся чуде, остановившись и спросив: «Кто прикоснулся ко Мне?» (то есть не просто прикоснулся, а желая получить исцеление). Когда Вероника в страхе призналась в этом, Господь сказал ей: «Дерзай, дщерь. Вера твоя спасла тебя» (Лк. 8:43-48).
Св. Серапион был епископом во Владимире и жил в XIII в. Сначала он был иноком, а потом архимандритом в Киево-Печерской лавре. Митрополит Кирилл поставил его в епископы во Владимир и Нижний Новгород. Св. Серапион был весьма красноречив. В его время было много несчастий в русской земле: большое землетрясение 3 мая и необыкновенное затмение солнца 14 мая 1230 г.; затем в течение двух лет голод и мор, потом нашествие татар, сопровождавшееся разорением городов, грабежами, убийствами, пожарами, опустошениями всякого рода и порабощением людей. В такое-то время проповедовал св. Серапион; он болел душой за своих подданных, усматривал в бедствиях наказание Божие за грехи и направлял свою паству к раскаянию и исправлению. В 1275 г. скончался, очень недолго правив своей паствой. Погребен во владимирском Успенском соборе.
Преподобный Арсений Новгородский происходил из Ржева-Владимирова. Отец и мать его были благочестивы, воспитали и сына в благочестии. По смерти мужа мать св. Арсения поступила в монастырь, а сына убедила вступить в брак, несмотря на его нежелание. Через 5 месяцев брачной жизни Арсений скрылся из своего дома и, поселившись в Новгороде, стал заниматься выделкой кож, как его отец, и в то же время упражнялся в посте и молитве. Через 5 лет он известил о себе мать и жену и утешал обещанием блаженства от Христа тем, которые ради Господа оставляют родителей, жену, детей и имущество. Узнав св. Арсения, строитель храмов и обителей, благочестивый Сырков, предложил ему средства для построения новой обители. В 1562 г. Арсений построил обитель с храмом Рождества Пресвятой Богородицы на Ярославовом дворище, на правом берегу Волхова, и здесь начал строгую подвижническую жизнь. Последние дни своей жизни он провел в затворе. В 1570 г. царь Иоанн Грозный, предав смерти не одну тысячу новгородцев, узнал о затворнике Арсении и пришел к нему с дарами. Арсений не принял даров и сказал: «Царь, много невинных ты препроводил в Царство Небесное». Грозный смолчал. Затем, собираясь в Псков, царь опять пришел к святому затворнику за благословением. «Завтра, государь, и я пойду в путь», - сказал Арсений и на следующее утро, причастившись Святых Тайн, скончался. Впоследствии обретены были его святые мощи, источавшие чудеса. В 1785 г. мощи перене-сены в храм Кириллова монастыря.
Преподобный Симон Воломский в 1620 г. основал обитель в 8 верстах от г. Устюга на реке Кичменге, в Воломском лесу. Происходил он из крестьянской семьи, жившей в вотчине, принадлежавшей Волоколамскому монастырю. Жил некоторое время в Москве, занимаясь ремеслом портного. Для спасения души сначала поступил в Соловецкий монастырь, затем, ища уединения, поселился сначала в монастыре на Черной горе, а потом в Воломском лесу. Через 5 лет его уединенной жизни к нему стали приходить искатели особенных подвигов. Тогда преподобный основал обитель в честь Воздвижения креста Господня. Ростовский митрополит поставил его настоятелем обители. Симон служил для братии примером трудолюбия, поста, молитвы и сердечной простоты. Однажды крестьяне жестоко избили его, требуя, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю, подаренную обители. В другой раз, требуя той же грамоты, отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. Это было в 1641 г. Тело святого было похоронено с честью около храма. В 1646 г. после чудес, совершавшихся над мощами, начали чтить Симона как святого. Мощи святого Симона почивают под спудом в Крестовозд-виженском храме упраздненной Воломской обители.
Об иконе Божией Матери Троеручицы читайте под 28 июня.
В этот день празднуется память преподобных Иоанна (998 г.) и Гавриила Святогорских (X в.).