Св. Андрей, епископ Критский, был родом из Дамаска. В 14 лет он оставил мир и поселился в Иерусалимской обители св. Саввы. Феодор, правитель патриархии, зная его благочестивую и подвижническую жизнь, взял его к себе на должность секретаря. Св. Андрей присутствовал на VI Вселенском соборе против еретиков монофелитов, которые учили, что в Иисусе Христе хоть и две природы - божественная и человеческая, но одна божественная воля. После того он был поставлен диаконом великой Софийской церкви в Константинополе, а затем и епископом на острове Крит. Скончался в 740 г. Мощи его почивают в Константинополе, в монастыре его имени. Св. Андрей оставил сочинения: «Слова на праздники» и «Великий покаянный канон», читаемый Великим постом по частям на 1-й неделе, за повечерием, и целиком — на 5-й неделе, в четверг за утреней.
Священномученик Феодор, епископ Киринейский, пострадал в 310 г. Вместе с ним замучены были жены Лукия, Иароя и Киприлла.
Мученики Феодот и Феодотия обращены были ко Христу святым мучеником Иакинфом (память 3 июля) в темнице и вскоре после его смерти, при Траяне, усечены мечом.
Преподобная Марфа была матерью св. Симеона Дивногорца (память 24 мая). С молодых лет сердце влекло ее к монашеской жизни, но родители убедили ее выйти замуж. Муж ее жил недолго; тогда св. Марфа устремила все свое попечение на благочестивое воспитание сына и сама показывала пример благочестия. Она любила раздавать милостыню, посещать больных, хоронить на свои средства бедных, была в высшей степени кроткой и немногоречивой. Когда сын ее Симеон сделался знаменитым подвижником, то, посещая его, Марфа внушала ему не возноситься подвигами. Незадолго до смерти она была восхищена на небо, и Пресвятая Богородица показала ей места райского блаженства, приготовленные для праведников. По желанию сына св. Марфа была погребена близ столпа, где он подвизался. При погребении ее совершилось немало чудес. Скончалась св. Марфа, вероятно, в 551 г.
Благоверный князь Андрей Боголюбский родился в 1110 г., был сыном великого Киевского князя Георгия (Юрия) Владимировича, сына Мономаха, и княжил в Суздале и Владимире. С юных лет полюбил он благочестивую жизнь, чтение Священного Писания, церковное пение, молитву в храме и дома, тайную, ночную. 25 лет вступил в брак с дочерью боярина Кучки, владельца того места, где впоследствии образовался город Москва. Св. князь отличался мужеством и храбростью и в молодых летах помогал своему отцу в войнах за великокняжеский престол; он не раз был в крайней опасности, но Сам Господь спасал его. Отец дал Андрею в удел г. Выш-город (в настоящее время село); но его влекло к северу, на свою родину и родину своей жены, и сама Пресвятая Богородица благословила его в путь. В Вышгороде находилась икона Пресвятой Богородицы, написанная св. евангелистом Лукой. Помолясь перед иконой о помощи в задуманном им путешествии, он взял икону и отправился в путь. В 10 верстах от Владимира лошади с иконой остановились и не могли идти далее; а ночью явилась князю Сама Пресвятая Богородица и, сказав, что икона Ее должна остаться во Владимире, повелела здесь, на месте явления, устроить обитель. Так и сделал святой князь. Для обители приказал написать икону Пресвятой Богородицы, как Она явилась ему, назвал эту икону Боголюбивой, или Боголюбской, и сам стал именоваться Боголюбским. Кроме того, он устроил в своей новой столице, Владимире, великолепный Успенский собор и много еще храмов. В управлении святой Андрей наблюдал строгую правду; сам ведя трудовую, чистую и деятельную жизнь, он награждал хороших людей и карал злых. Он был очень сострадателен к бедным и больным, сам ухаживал за больными; заключенным же в темницах, по его приказанию, развозили пищу. Он заботился о христианском просвещении неверных. Св. князь Андрей умер насильственной смертью. Облагодетельствованный им шурин его Кучка составил против него заговор и, при помощи своих сообщников, убил его. Последние слова св. князя были: «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой». Тело его, брошенное на съедение псам, было погребено в соборе. В 1701 г. при императоре Петре Великом мощи св. Андрея Боголюбского обретены нетлен-ными и положены в раку.
Святой Андрей Рублев жил во времена великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Он был родом, вероятно, из Москвы либо окрестных мест. Однако род Рублевых был известен также в Пскове. Еще отроком у преподобного Сергия он облекся в ангельский образ и был наречен в иночестве Андреем, мирское же имя его осталось неизвестным.
Святому Андрею от рождения был дан дивный дар священного образописания. С детства он был научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами из тех живописцев, что во многом трудились на Руси. Возможно, что в юности святой Андрей был послан в Болгарию, в город Тырново. По молитвам духовного отца своего, божественного Сергия, преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания более своих учителей и прочих живописцев русских.
Около 1390 г. святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Прежде этого святой митрополит Алексий благословил по согласию с преподобным Сергием это место и одного из его учеников, святого Андроника, на воздвижение монастыря. Ученика своего Андрея авва Сергий послал в эту обитель на послушание.
Святой Андрей пребывал во обители Спасове при игуменах Андронике, Савве и Александре. Он обрел там друга и сопостника, Даниила Черного, также преизрядного и славного живописца, возрастом старше себя. В то время в монастыре воздвигли каменный храм и преподобный Андрей с Даниилом и с учениками расписали церковь.
Каждый день блаженные старцы, Андрей и Даниил, припадали к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к писания святых икон. Свой труд преподобные отцы совершали во взаимной любви, в постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродете-ли и исполняя заветы аввы Сергия. По его заповеди они со тщанием скрывали свои духовные труды. Преподобные писали святые образы во все дни, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Гос-пода нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых. Жили они по правилам святых афонских отцов.
Особенную любовь имел преподобный Андрей ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил пред святым Ее образом в плаче и покаянии и со многим тщанием писал образы Божией Матери.
Святый митрополит Киприан узнал о даре иконописания преподобного Андрея; часто призывал его и беседовал с ним о духовном делании и о священном искусстве образописания. Преподобный Андрей был весьма прилежен чтению. Он знал все книги Священного Писания, жития святых, писания святых - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита - и другие произведения, написанные на славянском языке. Смиренный Андрей мог не только писать святые образы, но и поучать духовному деланию.
По поручению великого князя и митрополита в 1405 г. святой Андрей вместе с лучшими иконописцами того времени Феофаном Греком и старцем Прохором с Городка расписал в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. После смерти митрополита Киприана, по повелению великого князя в 1408 г. иноки Даниил и Андрей были посланы поновить стольный Успенский собор города Владимира. По просьбе князя Юрия Звенигородского и по благословению святого Саввы игумена преподобный Андрей написал Деисус для соборной церкви святого Успения в Звенигороде и многие другие иконы. При игумене Никоне, ученике Сергиеве, татарский князь Едигей во время набега на Русскую землю разорил и сжег монастырь Святой Троицы. Перед этим святой Сергий явился игумену Никону преподобному в тонком сне упредил его о нашествии поганых и повелел братии скрыться в безопасное место. По возвращении братии в обитель на месте сожженной деревянной церкви во имя Святой Троицы был воздвигнут каменный храм. Для «иконного строения» игумен Никон призвал преподобного Андрея. Ему было по-ручено расписать храм и иконостас, а также написать икону Пресвятой Троицы. Преподобный Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззре-нием на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. Святой Андрей явил совершенную любовь к духовному отцу своему Сергию и чрез нее возшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть высота и глубина и предел истинного богословия.
После этого святой Андрей вернулся в Спасский монастырь. Спустя некоторое время он заболел и был призван в небесные обители. В сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом он явился другу своему Даниилу и звал его последовать за ним. Преподобный Даниил также вскоре преставился, ибо великая была между ними любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго.
Образы, писанные преподобным Андреем, были прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати. Его творчество стало частью Церковного Предания. Уже Стоглавый собор 1551 г. указал на его творчество как на образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы.
Канонизирован Собором Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г. В этот день также празднуется память благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1174 г.).
В этот день празднуется память страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих книжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918 г.).
Император Николай Александрович родился в 1869 г. в день памяти праведного Иова Многострадального, которого он искренне почитал и с судьбой которого оказалась схожа его собственная судьба. Государь был истинно и глубоко верующим человеком, пытавшимся все свои дела совершать по слову Священного Писания, что в кругах нецерковного высшего света и образованного общества нередко вызывало насмешки. Государь стал во главе России в 1894 г., в период, с одной стороны, ее быстрого промышленного, культурного, политического подъема, а с другой стороны, - бурного развития тайных антихристианских, антигосударственных и антинациональных сил. Торжество его коронации было омрачено катастрофой на Ходынском поле, повлекшей за собой многие человеческие жертвы и воспринятой многими современниками как дурное предзнаменование. В годы его царствования Россия перенесла две тяжелые войны (русско-японскую и Первую мировую) и пережила длительный период революционных волнений. Стремясь достичь стабильности русского общества, царь пытался реорганизовать систему государственной власти и управления, однако в условиях разгула революционной стихии и невиданного террора против любых попыток навести порядок эти попытки приводили к противоположному результату. Так, созданная для выражения мнений и чаяний народа Государственная Дума по сути дела являлась трибуной для безнаказаной антиправительственной агитации.
Супругой императора Николая II стала Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса, принявшая православие с именем Александра. Их брак покоился на чувстве глубокой любви и уважения друг к другу. Они были образцовыми мужем и женой, любящими родителями, воспитавшими дочерей Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию и сына Алексия, наследника престола, в чувстве глубокой любви к Богу. Однако даже их семейная жизнь являлась объектом оскорблений и сплетен со стороны оппозиционных политиков и печати.