Празднование положения честной ризы Богородицы во Влахерне установлено так. По преданию Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одежд благочестивой девушке-еврейке, с повелением, в свою очередь, перед смертью передать ее такой же девице. В V в. два брата, знатные греческие вельможи Гальвин и Кандид, отправились на поклонение к святым местам в Палестине. Идя в Назарет - город, где было Благовещение, — они остановились ночевать в одном селении, в доме благочестивой еврейки. Здесь в одной из комнат они увидели много свечей и услышали запах фимиама (ладана). Вельможи спросили хозяйку о комнате, и та сказала им, что она хранит у себя дорогую святыню -ризу Пресвятой Богородицы. Сделав такой же ковчег, как тот, в котором хранилась риза, они помолились Богу, чтобы не вменил им во грех похищение ковчега с ризой, ночью тайно взяли этот ковчег, а свой поставили, и привезли ризу в Константинополь. Здесь положили они ризу во Влахернскую церковь Богородицы. Это было в 474 г., при императоре Льве Великом. Части одежды Богородицы, отделенные от положенной в Константинополе, имеются в разных местах: в Москве - Успенском и Благовещенских соборах, в Риме - в Латеранском соборе, на Афоне - в русском ските св. Илии.
Св. Иувеналий был патриархом в Иерусалиме, жил в V в. В его время волновали православную Церковь еретики Несторий и Евтихий. Несторий учил, что Пресвятая Богородица родила не Богочеловека, а человека-Христа, с Которым Бог был соединен только нравственно, обитал в Нем, как обитал в Моисее и других пророках.
Поэтому Пресвятую Деву Марию нужно называть не Богородицей, а Христородицей, а Самого Господа Иисуса Христа называл он не Богочеловеком, а Богоносцем. Евтихий же, опровергая Нестория, впал в противоположную крайность - учил, что в Господе Иисусе Христе человеческая природа была совершенно поглощена Божеством, и потому следует признавать в Нем только одну божественную природу. Святой Иувеналий боролся с ересью Нестория и Евтихия и присутствовал на III и IV Вселенских соборах, бывших против этих ересей; был низведен еретиками с престола, но благочестивым императором Феодосием снова возведен и правил им до своей смерти.
Преставление Фотия, митрополита Киевского. По происхождению он был грек. В молодых летах оставил мир и поселился в пустыне. В 1406 г. скончался митрополит Киприан, и Константинопольский патриарх вызвал из пустыни Фотия и поставил его митрополитом. Прибыв в Россию, св. Фотий ревностно взялся за дело духовного правления. Он показал себя строгим ревнителем церковных правил. В Москве и прочих городах России Фотий нашел немало разных беспорядков вследствие недавнего нашествия Едигея и отсутствия митрополита. Многие церковные имения были расхищены боярами; посему пришлось Фотию бороться с сильными и знатными, и он нажил себе врагов, которые распускали про него разную клевету, но он не смущался этим. «Меня порицают, - писал он князю, - но для меня не важно, хвалят меня или порицают. Бранят ли меня или хвалят, - я останусь тем же, чем был: ибо я раб Божий, хотя и грешный. Скажу, подобно апостолу: если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым». Св. Фотий путешествовал по многим городам России и везде восстанавливал порядок. В Пскове он боролся с ересью так называемых стригольников, последователей цирюльника-лжеучителя, многие из которых отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. Наказывая виновных, он говорил: «Больно мне налагать на вас наказание, но еще больнее видеть вас согрешающими». Св. Фотий оставил много поучений, посланий - и к духовенству, и к мирянам. Он скончался в 1431 г. Тело его было погребено в Москве, в Успенском соборе. В 1447 г. открыты его мощи; они почивают в соборе под спудом. 27 мая празднуется перенесение мощей его вместе с мощами святых Киприана и Ионы, бывшее по случаю перестройки собора в 1472 г.
Ахтырская икона Богородицы найдена была в 1739 г. в г. Ахтырке Харьковской епархии священником, косившим траву в огороде, и прославилась многими чудесами. На месте явления иконы императрица Елизавета воздвигла храм. На иконе Пресвятая Бого-родица изображена молящейся перед Распятием.
Феодотьевская икона Богородицы явилась в 1487 г. в Рязанском княжестве, недалеко от села Феодотьева, отчего и называется Феодотьевской. По повелению князя в 1611 г. перенесена была в Рязань в собор и прославилась избавлением Рязани от нашествия запорожских черкесов в 1666 г. и многими чудесами. В селе Феодотьеве имеется список с чудотворной иконы. На иконе Младенец Иисус изображается сидящим на левой руке Богородицы; правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток.