Мученики Косма и Дамиан были родными братьями жили в селении близ города Рима. Они были врачами. Исцеляя больных, они не брали никакой платы, почему и называются бессребрениками, подобно святым Киру и Иоанну память которых 31 января. Кроме врачебного знания, они получили от Бога дар исцеления болезней, потому что были очень благочестивы. Своей добротой и чудесным исцелением болезней и проповедью они обратили многих ко Христу. Обычно святые говорили неверующим больным: «Не своей силой мы исцеляем болезни, а силой Христа, истинного Бога. Уверуйте в Него, и будете здоровы». В их время (в III в.) было гонение на христиан, и им советовали скрыться от гонителей; но святые сами согласились пострадать. Царь предал их жестоким мукам, но Бог поразил его болезнью. Тогда святые исцелили царя, и царь отпустил их на свободу; врач же, у которого учились святые Косма и Дамиан, позавидовал их славе и убил их. Это было в 284 г. Частицы мощей мучеников хранятся на Афоне, в монастыре Зограф.
Преподобный Петр был знатного рода. Он жил в IX в. Во время войны с болгарами он сражался в рядах греческого войска и был взят в плен. Освободившись из плена, Петр оставил мир и свою семью и удалился на Олимпийскую гору для подвижнической жизни. Здесь он подвизался более 30 лет вместе со знаменитым подвижником Иоанникием (память 4 мая). Он основал свои монастырь близ Константинополя, где и почил в 854 г.
Преподобный Никодим Святогорец (в миру Николай) родился, по наиболее достоверным данным, в 1749 г. на острове Наксос. Еще молодым он отправился на Афон и там в Дионисатской обители принял постриг с именем Никодим. Сначала он нес послушание чтеца и письмоводителя, но через два года прибывший на Афон митрополит Коринфский Макарий (прославленный по смерти чудесами) дал молодому иноку на рассмотрение найденную им в 1777 г. в Ватопедском монастыре рукопись Филокалии (Добротолюбия). Работа над нею была началом многолетних литературных трудов отца Никодима.
Поступив на послушание к отцу Арсению Пелопонесцу в Пантократорский скит, преподобный Никодим продолжил свой подвиг инока-книжника и ревностно занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов. Получив в 1783 г. в этом скиту отдельную келлию, преподобный Никодим принял схиму от старца отца Дамаскина Ставруда, после чего шесть лет пребывал в безмолвии, не переставая изучать Священное Писание. Когда на Афон снова прибыл митрополит Коринфский Макарий, он поручил преподобному Никодиму редактирование творений Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил свой подвиг молчальничества и вновь отдался литературной деятельности, ревностно трудясь на этом поприще на благо Святой Церкви, сочиняя свои труды и редактируя труды других. Последние годы преподобный жил у иконописцев Стефана и Неофита Скуртеев (Куцовлахов), где и почил о Господе 1 июля 1809 г.
Преподобный Никодим Святогорец был прежде всего истинный монах-аскет, выполнявший все правила строгой иноческой жизни. Но помимо этого до самой кончины он нес и подвиг монаха-книжника. Труды пре-подобного Никодима многочисленны и разносторонни, они относятся к аскетике, к агиографии, к каноническому праву, к толкованию Священного Писания; он был автором учительных трудов и служб. В России особенно популярна была его «Невидимая брань», выдержавшая ряд изданий. Его справедливо называли «афонской пчелой», собравшей много меда с разных цветов для духовного питания христиан.
Преподобный Никодим Святогорец был причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью в 1955 г.; определением Священного Синода Русской Православной Церкви он был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.
В этот день празднуется возвращение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1469 г.) память святого празднуется также 18 августа и 19 октября, где помещены сведения о нем; память преподобной Ангелины Сербской (XVI в.) - святую вспоминают также 30 июля и 10 декабря.