Священномученик Мефодий жил в конце III в. и был епископом в г. Патаре в Ликии. С молодых лет он отличался любовью к Богу и церкви, поэтому вступил в церковный клир и стал пресвитером, а затем и епископом. Он был очень ученым человеком. В его время шли споры по поводу Ориге-нова учения о предсуществовании душ и злых духах, и многие увлекались сим учением. Св. Мефодий посредством поучений и сочинений обличал заблуждение. Немало огорчений терпел он за это, а в 312 г. принял мученическую смерть за веру Христову. Св. Мефодий оставил много сочинений, написанных очень красноречиво.
Мученики Аристоклий пресвитер, Димитриан диакон и чтец Афанасий пострадали в 306 г., во время гонения от Максимилиана, соправителя Диоклетиана. Аристоклий служил в соборном храме г. Томасы. Убоявшись гонения, он скрылся в пустыне. Однажды во время молитвы он услышал с неба голос, который повелел ему идти в г. Саламин, на острове Кипр, и пострадать за веру Христову. Он безбоязненно отправился. Дорогой зашел в один из храмов и там в разговоре с диаконом Димитрианом и чтецом Афанасием рассказал им о причине своего путешествия. Димитриан и Афанасий отправились вместе с ним. В Саламине, на городской площади, они начали проповедовать Христа и посрамлять идолов. Их всех схватили и осудили на смерть через усечение мечом.
О мучениках Инне, Пинне и Римме читайте под 20 января. Святой Левкий был епископом в г. Врунтисиополе, в Италии, жил в V в. Отец Левкия, вступив в монастырь после смерти жены, воспитал тут и сына своего. В сонном видении открыто было отцу о Левкии, что он будет епископом в италийском языческом городе Врунтисиополе и обратит многих ко Христу. В скором времени Левкий был поставлен в игумены. Сделавшись игуменом, он стал еще более угождать Богу, так что удостоился дара чудотворения. Потом Левкий стал епископом в Александрии. Когда же правитель Александрии, преследуя христиан, хотел погубить Левкия, то Господь, явившись ему в видении, повелел отправиться во Врунтисиополь. Тяжело было для александрийцев расстаться со своим любимым архипастырем, но они должны были покориться воле Божией. 500 человек провожали его на пристань и плакали. И сам он восскорбел и с плачем просил Бога не разлучать его с любимой паствой. Но во время молитвы был слышен с неба голос, повелевавший плыть туда, куда ему указано. Прибыв в город, Левкий встретил отряд воинов с их начальником Армалеоном и спросил: «Как зовут правителя города?» - «Могущественный Антиох», - отвечали ему. «А какую веру исповедует он?» - спросил еще Левкий. «Да разве есть другой бог, кроме солнца и луны, освещающих вселенную?» - засмеявшись, сказали воины. «О, бедные невежды! - сказал Левкий, - неужели вы не знаете, что солнце и луна суть создания истинного Бога? Какие они боги, когда не имеют души и ничего божественного? О, если бы вы познали невидимый свет Бога нашего, то не захотели бы поклоняться светилам небесным!» - «А какой ваш Бог?» - спросили воины. Тогда св. Левкий рассказал начальнику и воинам всю жизнь Иисуса Христа до Его вознесения, затем рассказал о втором Его пришествии и о всеобщем воскресении и суде, и все они крестились. Когда правитель города узнал, что Армалеон крестился, то и сам склонился в пользу христианства. «Кто же научил тебя христианской вере?» - спросил его Антиох. «Один из александрийцев, прибывший сюда», - отвечал он. Приглашен был к Антиоху св. Левкий. «Если хочешь, чтобы мы уверовали во Христа, Которого ты проповедуешь, то сделай, чтобы по твоей молитве пошел дождь, так как у нас нет дождя уже два года, и народ очень страдает*. Святой Левкий начал служить молебен, и вдруг небо покрылось тучами и пошел сильный дождь. Тогда Антиох и все жители, около 27 тысяч, крестились. Прожив довольно долгое время во Врунтисиополе и предузнав день своей смерти, св. Левкий скончался. Антиох построил храм в честь св. Левкия, где и положил его чудотворные мощи.
Святой Наум был одним из учеников просветителей славян, святых Кирилла и Мефодия. Он сопутствовал их другому ученику, епископу Клименту, для проповеди в Диволу, страну около Охридского озера. По смерти Климента в 916 г. святой продолжал просвещать дикую страну учением Христовым. Доныне существует на юго-восточной оконечности озера монастырь св. Наума, построенный, как говорит предание, князем Борисом-Михаилом для приюта святому проповеднику. Там под спудом почивают мощи его. Больные, особенно душою, не только из христиан, но и из магометан, приходят сюда и ложатся на гроб святого для исцеления.
Благоверный князь Глеб был младший из сыновей князя Андрея Боголюбского. Отец его отличался особенным благочестием: строил храмы и монастыри, много молился и благотворил. Под влиянием такого доброго примера сын вырос также очень благочестивым человеком. С 12 лет в Глебе явилось желание уединенной жизни, и отец не препятствовал доброму желанию сына, а еще содействовал ему в духовной жизни. Св. Глеб любил священное и душеспасительное чтение; честь, слава и красота мирская не прельщали его; он изнурял тело свое постом, бдением и молитвой; любил служителей веры; был очень добр и милостив. Скончался очень рано, на 20 году жизни, в 1175 г. Тело его было погребено во Владимире, в Успенском соборе. В 1702 г. обретены мощи св. Глеба нетленными и положены открыто. Они отличаются изумительной живостью, рука свободно поднимается и гнется, совершенно как у живого.
Икона Божией Матери Моденская или Косинская находится в селе Косине, в 12 верстах от Москвы. Принесена из италийского города Модены и поставлена в приходской церкви Шереметевым. Празднуется ей еще в седьмое воскресенье после Пасхи.
В этот день празднуется перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630 г.) - о святом подробно говорится 4 октября, память его также празднуется 5 декабря; перенесение мощей и одежд апостолов Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, пророка Елисея и мученика Лазаря (956-970 гг.); память святителя Мины, епископа По-лоцкого (1116 г.) - память святого празднуется также в Неделю 3-ю по Пятидесятнице; святителя Каллиста, патриарха Константинопольского (около 1330 г.); мученика Крискента.