Св. апостол Иуда называется братом Господним по плоти, потому что был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, от умершей его жены, и братом апостола Иакова, который также называется братом Господним (память 23 октября). Сам Иуда почитал себя недостойным называться братом Господним, а называл себя братом Иакова (Иак. 1:1), потому что вначале не веровал во Христа и оказывал Ему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Пресвятой Девой Марией от Духа Святого. Но три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в часть свою. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал. Апостол Иуда называется еще Леввеем, Фаддеем и Варсавой. Леввей - значит совокуплен, сердечный, - потому что он после раскаяния присовокупился к верующим во Христа всем сердцем; Фаддей - хвалящий, потому что он восхвалял Иисуса Христа; Варсава - сын обращения, - потому что обратился ко Христу. Св. апостол Иуда был из числа двенадцати. Он проповедовал во многих местах и многих крестил. В Армении схватили его, жестоко мучили и, распяв на кресте, пронзили стрелами. Это было около 80 г. по Рождестве Христовом. Св. апостол Иуда оставил послание, краткое, но содержательное.
Мученик Зосима был воином и жил в г. Аполлонии во время гонения на христиан от Траяна. Правитель области, где находился город, для пользы язычества решил уничтожить христиан в своем владении. Когда услышал о предстоящем гонении Зосима, то, приняв крещение, оставил службу и посвятил себя чтению Священного Писания, посту и молитве. Гонителю донесли о Зосиме, что он изменил царю и его законам и сделался христианином и хулителем языческих богов. Гонитель призвал Зосиму к себе и требовал, чтобы он отрекся от Христа. Зосима отказался. Тогда его подвергли разным жестоким мучениям и заключали в темницу; но Господь и ободрял, и укреплял, и исцелял его от ран. Наконец, мучитель снова призвал к себе святого мученика и сказал: «Вот сколько мучений ты перенес для своего Христа; но что ты приобрел? Лучше поклонись нашим богам». - «Побойся истинного Бога, - отвечал ему Зосима. -Не называй идолов богами: они бесы». - «Как ты смеешь называть бесами тех богов, которых весь мир прославляет?» - закричал мучитель и приказал умертвить святого.
Преподобный Паисий называется Великим за свои великие подвиги. Жил он в V в. в Египте. Происходил от богатых и благочестивых родителей-христиан. Когда умер его отец, ангел явился его матери и сказал: «Зачем ты сильно печалишься, заботясь о детях? О них заботишься не ты одна, но и Сам Бог, Отец сиротствующих. Оставь печаль свою и посвяти одного из сыновей на служение Богу». Тогда мать отдала Паисия в церковный клир. Достигнув зрелого возраста, Паисий захотел поступить в иноки и был отправлен в скит под руководство славившегося в то время подвижника Памвы. «Чадо Паисие! - поучал Памва, -начинающему подвижнику нужно предохранять свои чувства от всяких соблазнов, не смотреть ни на кого, а ходить, опустив глаза для созерцания Бога». Паисий три года ходил с опущенными вниз глазами, прилежно занимался чтением священных книг, телесные страсти побеждал молитвой и постом. Желая больших подвигов, святой Паисий принял подвиг постничества и молчания: не ел ничего всю неделю, только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба с солью и выпивал воды; удалился в уединение в пустыню. Однажды Сам Господь посетил Паисия в пещере и сказал, что ради него вся обширная Нитрийская пустыня будет населена подвижниками. «А где же они достанут здесь все нужное для себя?» - спросил Паисий Господа. «Если они станут исполнять заповеди Мои, то Я буду доставлять им все необходимое». - «Еще об одном спрошу Тебя, Господи, - сказал Паисий, - будут ли подвижники в состоянии избежать бесовских искушений?» - «Если будут стараться исполнять Мои заповеди, то Я поставлю их выше бесовских искушений и хитростей», - отвечал Господь. Дьявол хотел искусить Паисия сребролюбием: он возбудил одного богатого египтянина принести ему денег; но святой понял замыслы дьявола и, встретив жертвователя, сказал: «Нам, пустынникам, не нужно ни серебра, ни золота; лучше раздай деньги нищим, убогим и сиротам в Египте». Однажды, когда св. Паисий молился, то почувствовал, что он как бы на крыльях был вознесен на небо. Там он видел райские селения и блаженствующих святых, и удостоился причастия невещественных Тайн Божиих. Слава о его святой жизни привлекла к нему весьма многих и из иноков и из мирян, чтобы подвизаться около него, и он руководил всеми ими. Св. Паисий проникал в помыслы других. Один инок в разговоре с иудеями о религии на убеждения иудея, что истинная религия - иудаизм, а не христианство, сказал: «Может быть, и так». Увидев этого инока, Паисий спросил: «Кто ты? Я не узнаю тебя». - «Я ученик твой», - отвечал инок. «Нет, ты не христианин: от тебя отошла благодать крещения», - продолжал Паисий; он помог иноку осознать грех отречения от Христа и молитвой испросил ему прощение. Св. Паисий умер в глубокой старости. Мощи его святой Исидор Пелусиот перевез в свою Пелусиотскую пустыню.
Преподобный Иоанн Отшельник жил в Палестине в VI в. Для уединения он выкопал пещеру в 20 верстах от Иерусалима и жил в ней. Он был великий подвижник и угодник Божий. Однажды случилось ему идти очень тесной дорогой, и на пути встретился ему лев; зверь посторонился и дал дорогу святому.
Преподобный Варлаам Шенкурский был новгородским посадником, человеком богатым и уважаемым самими князьями. Он начальствовал в Новгороде честно, ненавидел все злое, никогда не пользовался чужим, хотя и мог бы делать это безнаказанно. Верно и усердно служил он своей родине, Новгороду, защищал город от остяков и вогулов. Тяготясь неправдами и клятвопреступлениями своих соотечественников, Варлаам оставил службу и переселился в свои владения на реке Ваге, около Шенкурска. Здесь он заботился о просвещении жителей христианской верой и построил несколько храмов и иноческую обитель в честь св. Иоанна Богослова, благотворил бедным, больным и странникам. Незадолго до смерти он принял постриг в своей обители, оставив жене и детям все свое богатство. Несмотря на свою бывшую знатность и на старость, преподобный проходил монастырские послушания и служил братии как последний слуга. Скончался св. Варлаам в 1462 г. В 1552 г., когда могила его была подмыта водой, мощи его оказались совершенно нетленными и в настоящее время почивают в приходской Боголюбской церкви, в которую обращен монастырь.
В этот день празднуется память преподобного Паисия Хилендарского (XVIII в.) (Болгарский святой).
Преподобный Паисий родился в г. Банско около 1722 г., его мирское имя неизвестно. Паисий был иеромонахом и проигуменом Хилендарского монастыря на Афоне. Пребывание в Хилендаре сербского историка Раича (1758 г.) и его историографические труды побудили преподобного Паисия написать патриотическую книгу по истории болгарского народа. В течение двух лет он собирал материалы на Афоне и в Болгарии, с той же целью много путешествовал, изучал архивы и библиотеки. Источниками его труда стали сочинения известных в то время историков, греческие легенды, немногочисленные болгарские документы и жития святых. После этой предварительной работы Паисий начал писать свою книгу в Хилендаре, а закончил ее в Зографском монастыре, куда вынужден был удалиться и где нашел новые мате-риалы. В 1762 г. его книга «История славяно-болгарская о народе, о царях и святых болгарских и о всех деяниях болгарских» была завершена.
Труд Паисия - это краткий обзор истории болгарского народа и государства, написанный человеком, горячо любящим свою родину и свой язык. Вдохновенно повествовал Паисий о героическом прошлом болгарского народа, о расцвете его культуры в эпоху Первого Болгарского царства. Мрачными красками рисовал он картину турецкого завоевания Балканского полуострова. С позиции патриота он выдвигал идею восстановления Болгарского государства, возлагая надежду на освобождение на славяно-православный мир, прежде всего, на Россию. Задачу духовного освобождения Паисий предполагал решить путем распространения образования и духовного просвещения в болгарских землях Книга получила широкую известность, ее читали в школах и с амвонов церквей, она распространялась в рукописном виде по всей болгарской земле и послужила источником для патриотического. О дальнейшей жизни преподобного Паисия известно лишь то, что он путешествовал по Болгарии и давал переписывать свою книгу. Святой скончался (по предварительно установленным данным) в 1798 г. Место его преставления неизвестно.
Святой был прославлен Болгарской Православной Церковью 26 июня 1964 г. и внесен в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода от 22 февраля 1965 г.
В этот день празднуется память святителя Иова, Патриарха Мо-сковского и всея Руси (1б07 г.); о нем уже говорилось 5 апреля.