Пророк Амос жил в VIII в. до P. X. Он был беден и до призвания к пророческому служению пас овец. В своих пророчествах он выступал против роскоши, которая так развращает людей, обличал злых богачей, громил судей за притеснение невинных, за продажу бедных людей в рабство; осыпал народ упреками за нечестие, пороки, суеверие и неповиновение пророкам, грозил за все это небесной карой. Полагают, что раздраженный его пророчествами царь Амасия приказал вырвать у него зубы, чтобы заставить его молчать, а сын Амасии Озия убил пророка.
Мученик Вит происходил от богатых и знатных родителей-язычников. Кормилица его Крискентия и воспитатель Модест были христианами и тайно обратили его ко Христу. Сделавшись христианином, св. Вит предался молитве и убеждал язычников уверовать во Христа. Когда отец Вита узнал, что он стал христианином, то начал ласково убеждать его отречься от Христа, а затем за непослушание жестоко мучил. «Не бойся мучений, я назначен твоим Ангелом Хранителем и сохраню тебя до конца твоей жизни», - сказал ему в видении ангел. Наконец, чтобы отвлечь Вита от Христа, отец поместил его в великолепнейшем доме и дал в прислуги красивейших девиц. Но отрок не оставлял молитвы, и Господь укрепил его как среди мучений, так и среди искушений. Тогда отец решился убить Вита. Но ангел, явившись Модесту, повелел отплыть с отроком и кормилицей куда будет указано им. Святые приплыли в Луканию, в Италии. Здесь св. Вит обратил многих ко Христу, исцеляя больных. Жестокий Диоклетиан, узнав об этом, заключил Вита и Модеста в темницу и хотел уморить их голодом; но Господь чудесно освободил их из темницы. Тогда Диоклетиан велел посадить Вита в кипящий котел, но мученик остался невредим. После этого выпустили на него свирепого льва, но он осенил льва крестным знамением, и лев лег и лизал его ноги. При виде чудес со св. Витом много народа уверовало во Христа. Царь приказал повесить св. Вита, Модеста и Крискентию и строгать тела их железом. Но вдруг началось землетрясение; тогда язычники, испугавшись, бросились бежать, а святых мучеников освободил ангел. Но так как они были сильно измучены, то скоро скончались. Мощи их находятся в Праге.
Мученик Дула жил в IV в. в Киликии. Императорский наместник Максим воздвиг гонение на христиан, и св. Дула приведен был к нему вместе с другими. Максим приказал бить мученика, но он мужественно терпел страдания. Затем положили его на разожженную решетку, но мученик не переставал славить Бога и обличать язычников. После мучений бросили св. Дулу в темницу, но там Господь исцелил его. Наместник приказал снова мучить святого, и св. Дула скоро скончался. Тело его бросили в реку, но оно приплыло к одному из селений, недалеко от Преториады. Пастушеские со-баки обнаружили его, и одна из них, взяв пастушескую одежду, покрыла тело, а другая стерегла его. Пастухи, увидев чудо, сообщили о нем окрестным жителям, и христиане похоронили мощи святого мученика.
Преподобный Дула подвизался в одной из египетских обителей. Подвиг его состоял в том, что он 20 лет терпел унижения, осмеяния и оскорбления от многих за свою скромность, смирение и послушание. Сначала, конечно, такой подвиг казался ему тяжелым; но затем, при помощи Божией, он даже научился радоваться, когда приходилось ему терпеть оскорбления, и молился за своих обидчиков. Под конец его жизни произошла такая история. Один из иноков похитил сосуды из храма. Так как Дула по болезни не был в церкви в день похищения, а всегда приходил раньше всех, то подозрение пало на него. Праведник стал было защищаться, но его враги клеветали на него. Тогда, видя безуспешность своих оправданий и считая за добродетель стерпеть клевету, он сказал разбиравшему дело похищения собору старцев: «Я грешен, простите меня, святые отцы». Наказав его ударами, старцы предали Дулу светскому суду. Тут он уже не оправдывался, а сразу сказал: «Я грешен, простите меня». Решено было отсечь Дуле руки. Когда положено было такое решение, то совесть заговорила в похитителе: ему стало жаль Дулу, и он сознался в преступлении и возвратил сосуды. Тогда Дула был освобожден, и братия, которые судили, как и те, кто всегда оскорблял его, поражены были поступком праведника и просили у него прощения. После этого преподобный Дула прожил недолго. Через 3 дня, стоя на молитве, он скончался кончиной праведника и был причислен к лику страстотерпцев Христовых.
Св. Лазарь, князь сербский, жил в XIV в., в то несчастное время, когда турки готовы были сокрушить и сокрушили Сербию. Святой Лазарь происходил из боярского дома и был воспитан при дворе князя Душана и женат на Милице, происходившей от св. Стефана Немани (память 3 февраля). Сначала он был правителем одной из сербских областей, затем правителем всей Сербии, и, наконец, провозгласили его и властителем ее. Будучи правителем, он усмирил грабившего Сербию герцеговинского наместника Николая Алтамана и других соседних князей, обижавших сербов. Он умиротворил и церковные нестроения: убедил Константинопольского патриарха признать звание патриарха за архиепископом Сербским. Св. Лазарь заботился и о христианском просвещении народа: строил храмы, благотворил монастырям и богоугодным заведениям. Построил монастырь Рованицу. Десять лет Сербия благодаря Лазарю наслаждалась спокойствием. Турки, устремившись из Азии, завоевали Румелию, Болгарию и другие соседние с Сербией княжества и подступили к самой Сербии. Князь Лазарь выступил против них с 60 тысячами войска, тогда как у них было 300 тысяч. Несмотря на многочисленность турецкого войска, сначала казалось, что победа будет на стороне сербов; но полководец Вука Бранкович изменнически отвел в сторону запасное войско, и турки обратили сербов в бегство. Как ни старался князь возбудить мужество в рядах сербов, ничто не могло остановить их; конь князя упал в яму и завяз. Турки настигли князя и привели живым к султану. Султан приказал отсечь ему голову. Сербы с трудом нашли тело своего храброго князя и похоронили в ближайшем храме. Прошло почти три года, тело его оказалось нетленным и перенесено в Рованицкий монастырь. В 1683 г. турки опустошили старую Рованицу, и иноки перенесли мощи св. Лазаря в одну из обителей Фрушской горы, названную Новой Рованицей.
Преподобный Григорий был учеником св. Стефана Махрищского (память 14 июля). Живя близ Махры, он отдал свою землю монастырю св. Стефана, и сам поступил в обитель. Однажды, когда св. Стефан удалился из монастыря, он взял с собой и Григория. Они ушли в глухие леса севера и поселились в Авнежском княжестве, -отчего св. Григорий называется Авнежским, — в нынешнем Тотемском уезде, в 60 верстах от Вологды. Тут они воздвигли храм. Это было в 1370 г. Богатый сосед-землевладелец много помогал святым в устроении пустынной обители, а потом сам принял иночество с именем Кассиана. Впоследствии святой Стефан был отозван в Махрищскую обитель. Тогда святой Григорий стал игуменом, а Кассиан келарем. Много трудились святые Григорий и Кассиан для обители и для спасения своих душ. В 1392 г., когда вятские татары напали на обитель, оба они были убиты. С их смертью обитель опустела. В 1524 г. мощи их были найдены крестьянином в лесу, и тут была устроена часовня, а впоследствии основан и монастырь на средства царя Иоанна IV Васильевича. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь.
В этот день празднуется память весьма почитаемого Западной Церковью блаженного Августина, епископа Иппонийского (430 г.); преподобного Орсисия (Ортисия) Тавеннского (380 г.); святителя Ефрема, патриарха Сербского (XIV в.) - память его также 30 августа.