Преподобный Кирилл называется Белоезерским, потому что был основателем и игуменом обители на Белом озере. Св. Кирилл родился в Москве в 1337 г., в детстве лишился родителей и жил у своего родственника, окольничего великого князя Димитрия Донского, Вельяминова. Блестящая будущность предстояла Кириллу, но это не прельщало его, он хотел служить только Богу в тихой обители. Свое желание он открыл бывшему в Москве основателю Махрищской обители Стефану (память 14 июля). Стефан благословил Кирилла на подвиг иноческий, убедил Вельяминова отпустить его и поместил в Симонов монастырь. Здесь Кирилл приобрел любовь братии своими подвигами, смирением и послушанием. Архимандрит Симоновский Феодор был из учеников св. Сергия Радонежского, и св. Сергий, бывая у Феодора, заходил в пекарню, где подвизался Кирилл, и подолгу беседовал с ним. В пекарне св. Кирилл часто, глядя на огонь, пылающий в печи, говорил сам себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь!» Когда Кирилл заметил, что к нему стали относиться с особенным уважением, то, избегая славы, начал юродствовать и с радостью переносил насмешки и бичевание. Со временем он был произведен в иеромонахи, а затем сделан игуменом, но скоро, избегая славы, несмотря на просьбы братии, оставил сан игумена и молил Богородицу указать ему уединенное место. И вот однажды ночью он услышал голос от иконы Ее: «Иди отсюда на Белое озеро. Там Я уготовала тебе место, на котором спасешься», - и при этом он увидел это место. Св. Крилл был знаком с иноком Ферапонтом, который жил некоторое время на Белом озере; с ним он и отправился туда, взяв с собой икону Богоматери. Скоро они нашли виденное место, окруженное лесом, и поселились здесь. Кириллу хотелось жить в уединении, и Ферапонт удалился от него. Но недолго продолжалось уединение Кирилла: к нему пришли два инока из Симонова монастыря, стали собираться и из других мест. Тогда Кирилл построил храм Успения Богородицы и приступил к сооружению обители. Это было в 1397 г. Святой Кирилл завел в обители строгий устав, и сам неукоснительно исполнял его. Никто не смел разговаривать в церкви и выходить из нее прежде окончания службы. Сам преподобный никогда за церковной службой не дозволял себе прислониться к стене. Никто из братии не получал ни писем, ни подарков без ведома настоятеля. Не дозволялось держать в келье ничего, даже куска хлеба. Св. Кирилл за свою святую жизнь удостоился дара прозорливости и чудотворения. Он любил книжную мудрость и много писал. Св. Кирилл скончался в 1427 г. в возрасте 90 лет.
О святом Кирилле, архиепископе Александрийском, читайте 18 января.
Преподобный Александр, игумен Куштский, юношей поступил в Спасо-Каменскую обитель на одном из островов Кубенского озера. Несмотря на молодость, он ревностно исполнял всякие послушания, боролся с плотью, смиряя ее постом, сон отгонял рукоделием, а душу очищал и возвышал долгими и пламенными молитвами. Такая жизнь стяжала ему славу. Но он, зная, как гибельна для человека слава, решил удалиться в уединенное место. Для этого Александр много ходил по пустыням и наконец нашел такое место в устье реки Кушты, впадающей в озеро. Сюда по времени стали собираться к нему любители подвижнической жизни, воздвигли храм и устроили обитель. Когда заозерский князь Дмитрий Васильевич узнал о подвижниках, то очень обрадовался, что в их владениях явились новые молитвенники. Еще больше обрадовалась княгиня Мария. Князь и княгиня любили посещать обитель св. Александра и много благотворили ей. Святой имел дар прозорливости и чудотворения. В 1439 г. он скончался будучи 63 лет. В настоящее время обитель св. Александра приписана к Спасо-Каменскому монастырю.
Мученицы Фекла, Марфа и Мария усечены мечом в 346 г. в Персии, во время гонения на христиан от царя Сапора II.
9 июня празднуется явление Коломенской иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась эта икона в 1413 г. Это список с Колоченской иконы, которая находится в Колочском монастыре Смоленской епархии и которой празднуется 9 июля.
В этот день празднуется память святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715 г.).
Святитель Иоанн (в миру Иоанн Максимович) родился в г. Нежине в 1651 г. Он был старшим из семи детей. Его родителей звали Максим Васильевич и Евфросиния. По окончании Киево-Могилянской коллегии был оставлен при ней учителем латинского языка и в 1680 г. принял монашество в Киево-Печерской лавре. Молодому иноку было поручено послушание проповедника. С того времени начал раскрываться его талант красноречия и благодатные дарования. Особое значение святой придавал внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волею Божией?» Ответом на него явился труд, изданный в конце его подвижнической жизни, - «Илиотропион (Подсолнечник), или сообразование человеческой юли с Божественной волею».
В 1685 г. святитель Иоанн был отправлен с посольством в Москву, где патриархом Иоакимом он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря. Святитель Феодосии Черниговский незадолго до своей кончины назначил его архимандритом Черниговско-Елецкого монастыря. 10 января 1697 г. он был хиротонисан в епископа Черниговского. Святитель создал Коллегиум (учебное заведение) при Черниговской кафедре, который получил известность по всей России и по образцу которого стали создаваться Духовные семинарии в других городах, и типографию. В Чернигове были написаны многие его творения. «Нравоучительное зерцало» (1703 и 1707 гг.), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705 г.), «Богородице Дево» (1707 г.), «Фиатрия, или позор нравоучительный» (1708 г.), «Толкование на 50-й псалом» (1708 г.), «Толкование на Отче наш» и осьм блаженств Евангельских» (1709 г.), «Царский путь Креста Господня» (1709 г.), «Богомыслие в пользу праведных» (1710-1711 гг.) и другие. Свои сочинения он писал на классической латыни.
14 августа 1711 г. святитель по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении епархии, усовершенствовал школу, продолжил проповедь среди язычников, приступил к издательскому делу. В 1714 г. им была организована миссия в Китай.
О жизни святителя в Сибири летописи говорят- «Был тих, скромен, благорассудлив, сострадателен, милостив». Часто помогал людям. Тайно подавал щедрую милостыню. Дом святителя был открыт для нуждающихся в помощи и слове утешения. Устраивал трапезы для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом.
10 июня 1715г., отслужив Божественную Литургию, после такой трапезы, во время благовеста к вечерне святитель скончался в молитве, стоя на коленях. Он был погребен в приделе Иоанна Златоуста Тобольского Успенского Софийского собора.
Святителя Иоанна издавна чтили в Сибири ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания. Святитель был канонизирован в 1916 г. Память его празднуется в день его блаженной кончины.
В этот день празднуется обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609 г.) - о нем уже говорилось 12 апреля, память святого вспоминается также 21 мая и 10 июля; память преподобного Силуана Печерского (XIII-XIV вв.) - память святого также празднуется 10 июля и 28 августа в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих; святителя Павла, митрополита Тобольского (1770 г.).
В этот день празднуется Собор Рязанских святых (празднование установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена 12 января 1987 г.); Собор Сибирских святых.
В этот день празднуется память праведного Алексия (Мечева).
Протоиерей Алексий родился в Москве 17 марта 1859 г., в день памяти св. Алексия человека Божия. Его отец пользовался с детства особым вниманием и любовью святителя Филарета, митрополита Московского, и само благополучное рождение ребенка произошло по молитвам святителя. Будущий праведный Алексий в детстве отличался тихим миролюбивым характером, не любил свар и ссор, часто замыкался от шумного веселья, - за что близкие прозвали его «блаженным Алешенькой». Он учился в Заиконоспасском Духовном училище и Духовной семинарии, по окончании которой получил место псаломщика в Знаменском храме Москвы. Настоятель храма был человеком крутого характера и обращался с ним грубо. Молодой псаломщик сносил все безропотно, без единой жалобы, с достоинством христианина. Около 1884 г. Алексий Мечев женился. Брак был счастливым, и супруги любили друг друга. После женитьбы он был рукоположен в диакона и переведен в храм вмч. Георгия в Лучниках. В 1892 г. он был рукоположен в священника и назначен настоятелем бедного московского храма Святителя Николая в Клениках. Молодого священника беспокоил упадок и омертвение церковной жизни. Первым делом он ввел в своем храме ежедневное богослужение. Восемь лет, по словам самого батюшки, он служил в пустой церкви, но постепенно люди узнали о его любви к близким и отзывчивости к чужому горю и пошли в храм. Рано потеряв горячо любимую супругу, он не остался наедине со своим горем, но по совету и благословению святого праведного Иоанна Кронштадского все свои силы положил на помощь ближним. Постепенно в храме на Маросейке сложился большой дружный приход, который не распался даже после закрытия храма в послереволюционные годы. В числе многочисленных духовных чад отца Алексия были представители всех сословий и классов русского общества -от простых людей, мечтающих о куске хлеба насущного, до писателей, поэтов, философов, пытающихся понять смысл своего существования. Духовными друзьями отца Алексия были современные ему Оптинские старцы, многие вьздающиеся подвижники того времени. Огромной силой отличалась молитва батюшки. От Господа он получил и дар прозорливости.
Сын отца Алексия Сергий тоже стал священником и в 1941 г., как верное чадо Православной Церкви, принял мученический венец (его память 24 декабря).
Сам отец Алексий в послереволюционные годы перенес немало тягот, в том числе и преследование новых властей. Он скончался после тяжелой болезни 9/22 июня 1923 г. В вечный покой его напутствовал незадолго до этого освобожденный из тюрьмы святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси.
Отец Алексий своей жизнью и служением воплотил идеал молитвенника, доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу. «Старцем в миру» называли его современники.
Праведный Алексий был канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.