Преподобный Виссарион жил в Египте в V в. В молодости он принял крещение и начал вести благочестивую жизнь. А сделавшись учеником св. Исидора Пелусиота (память 4 февраля), предался самым строгим подвигам: мало ел -иногда неделю, а иногда и 40 дней ничего не вкушал; мало спал, и то сидя, а не лежа: однажды 40 суток простоял на одном месте без сна и пищи, углубившись в молитвенное созерцание Бога; одежды почти не имел, покрывался рубищем только для прикрытия наготы. Постоянно слезы текли из его глаз, и частые воздыхания исходили из глубины его сердца. Посему еще при жизни св. Виссарион удостоен был дара чудотворения. Так, однажды для утоления жажды своего ученика в пустыне он сделал морскую соленую воду ключевой; задержавшись в дороге, остановил солнце, чтобы закончить путь. При такой высокой духовности св. Виссарион был весьма смиренным, говоря, что чудеса творит Бог, а не он. Однажды игумен приказал одному из братии удалиться из монастыря за проступок. Вместе с ним ушел и святой, ибо говорил, что и сам грешен. Святой Виссарион скончался в глубокой старости.
Преподобный Иларион Исповедник был игуменом Далматской обители. Его называют Новым в отличие от Илариона Великого, подвизавшегося ранее, в IV в. (память 21 октября). Св. Иларион жил во времена иконоборческой ереси и много страдал и от патриарха Константинопольского Феодора, и от императоров, которые были заражены ересью. Его морили голодом и томили в темнице, ссылали в заточение, били палками.
Иларион имел дар изгонять бесов. Он видел душу св. Феодора Студита (память 26 января), также много страдавшего за иконопочитание, восходящую на небо и с пением встречаемую ангелами, в день его смерти. С этого времени св. Иларион еще ревностнее защищал иконопочитание. С прекращением гонения на иконы он возвращен был в свою обитель, где и скончался в 845 г. после 50 лет монашеской жизни.
Преподобномученицы девы Архелая, Фекла и Сосанна жили в III в. Все три, решив посвятить себя Богу, сначала жили в монастыре близ Рима; когда же было открыто Диоклетианом гонение на христиан, они, переодевшись в мужскую одежду, ушли из монастыря и поселились в Кампании. Тут они подвизались в благочестивой жизни: исцеляли больных, давали всем добрые советы в трудных обстоятельствах жизни, утешали и ободряли в скорбях и несчастьях и многих из язычников обращали ко Христу. Богу угодно было, чтобы святые девы окончили свою подвижническую жизнь мученичеством. Узнав о них, кампанийский правитель Леонтий призвал их к себе и укорял, особенно Архелаю как старшую, за то, что она, сама веруя в Распятого на Кресте, научила этому Феклу и Сосанну, и исцеляет болезни силою волшебства. Архелая же обличала его самого в нечестии и поклонении ложным богам и старалась обратить ко Христу. Леонтий не внял ее убеждениям и приказал мучить ее. Тогда бросили Архелаю к голодным львам на съедение, но львы легли у ее ног как ручные. Строгали тело ее железными гребнями, одновременно поливали кипящим маслом и смолой, но она терпеливо переносила терзания тела, а масло и смола охлаждались силой Божией. Хотели задавить ее огромным камнем, но камень задавил не ее, а исполнителей казни. Многие, видя чудеса, восклицали: «Истинен Бог христианский!» - и принимали веру во Христа. Тогда приказано было умертвить мечом всех трех дев. Едва воины подняли свои мечи, как увидели ангелов, пришедших взять души мучениц; воины очень испугались и замерли. Тогда святые девы начали просить их исполнить то, что им приказано, и скончались, убитые мечом. Это было в 293 г.
Преподобный Паисий был игуменом Покровского монастыря близ Углича. Мать его была родной сестрой св. Макария Калязинского (память 17 марта). Еще в детстве св. Паисий обнаружил любовь к иноческой жизни. Лишившись родителей десятилетним отроком, он поселился в обители своего дяди и принял иноческий постриг. Под руководством св. Макария инок Паисий скоро достиг высокого духовного совершенства. Однажды ночью, во время молитвы, он услышал голос: «Ты выйдешь отсюда, будешь жить там, где велят тебе, и сделаешься наставником для многих». И скоро слова эти сбылись. Угличский князь Андрей пожелал основать обитель и просил св. Макария отпустить для этого Паисия. Макарий отпустил. Паисию понравилось место для монастыря в трех верстах от Углича, на левом берегу Волги. Здесь он и основал монастырь. По просьбе князя Паисий стал игуменом. Но, сделавшись игуменом, он не изменил своей смиренной и подвижнической жизни: нередко сам носил воду, копал землю, в сильные морозы ходил в одной власянице. Достигнув глубокой старости, святой передал управление монастырем своему ученику, а сам начал готовиться к смерти: каждый день присутствовал он в храме, а в праздники сам совершал литургию. Наконец, потеряв силы, прекратил служение, но не прекращал келейного правила, исполняя его сидя. В 1504 г. скончался. Мощи святого Паисия находятся под спудом в соборном храме в монастыре и прославились многими чудесами.
Преподобный Иона был сыном новгородского посадника и занимался торговлей. Но Господь призвал его к подвижнической жизни. Однажды, возвращаясь в Новгород по Онежскому озеру с купленным товаром, он был застигнут ужасной бурей. Тут Иона понял суетность своей не всегда честной торговой деятельности. «К чему мне теперь богатство? Зачем так много времени и сил потрачено на приобретение его?» - думал он, будучи на краю погибели, молился Богу о спасении и обещал оставить мир и посвятить жизнь свою искуплению грехов. Господь спас Иону: он был выброшен волнами на каменистую отмель одного из островов на озере. Проливая слезы благодарности за свое спасение, он услышал голос: «Ты построишь обитель Святой Троице», - и в то же время увидел на можжевеловом кусте образ Святой Троицы. На месте явления иконы святой соорудил часовню, а на отмели, на месте своего спасения, - крест. Затем, воротившись в город, он устроил свои домашние дела и принял монашество. Укрепившись в духовной жизни, отправился на спасший его остров и исполнил свой обет - устроил обитель, где строго подвизался в качестве простого Инока и скончался в 1534 г.
Пименовская икона Пресвятой Богородицы находится в Москве, в Благовещенском соборе. Она принесена из Константинополя митрополитом Пименом в 1387 г., почему и называется Пименовской. От нее истекало миро, и мазавшие себя этим миром получали исцеление от болезней.
В этот день празднуется память святителя Ионы, епископа Великопермского (Усть-Вымьского) (1470 г.) - о нем уже говорилось 29 января; и преподобного Ионы Климецкого (1534 г.).