Священномученик Дорофей был епископом в г. Тире г более 50 лет, скончался мученически в возрасте 107 лет; жил в царствование гонителя Диоклетиана, св. Константина Великого и затем Юлиана Отступника. Во время гонения от Диоклетиана, как Сам Господь повелел апостолам (Мф. 10:23), скрывался в потаенных местах. При царе Константине, возвратившись в Тир, мудро управлял паствой и обратил ко Христу многих язычников. Когда же воцарился Юлиан, то Богу угодно было, чтобы святой Дорофей умер мученической смертью. Он был схвачен служителями Юлиана в Удском городе (ныне г. Варна) и от тяжких мук скончался около 362 г.
Мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириний и Памвон были египтяне и все вместе за веру Христову скончались от голода в темнице, при императоре Максимиане. Сначала их жестоко мучили и потом бросили в темницу; но ангел исцелил их, так что когда они были выведены из темницы, то оказались совершенно здоровыми. Это чудо обратило многих ко Христу. Святых мучеников снова возвратили в темницу, где они и скончались.
Преподобный Феодор называется чудотворцем. С молодых лет он строго подвизался в Иорданской пустыне, за что и получил от Бога дар чудотворения. Так, однажды во время путешествия в Константинополь для утоления жажды мореплавателей он крестным знамением претворил соленую морскую воду в пресную. Жил в VI в.
Преподобный Анувий Исповедник подвизался в Египте. Когда во время гонения он объявил себя христианином, его подвергли мучению. Быв отпущен мучителями, он поселился в пустыне и подвизался вместе с другими шестью подвижниками. Но грабители разорили скит Анувия. Тогда он со своими сподвижниками поселился в запустевшем языческом капище. Здесь в течение целой недели каждодневно утром преподобный бросал в лицо идола камень, а вечером просил у него прощения. Это показалось странным его сотоварищам. Подвижник отвечал, что как статуя не сердилась, когда он бил ее, и не превозносилась, когда просил прощения у нее, так должны жить и братия. Вокруг Анувия собралось немало подвижников, так что был устроен монастырь. Однажды мать пожелала видеться с Анувием, но преподобный, подойдя к воротам, сказал, что они свидятся в будущей жизни, а здесь он как монах не может видеться с нею. Перед смертью, рассказывая о своей жизни спрашивавшим его подвижникам, св. Анувий говорил, что он никогда не осквернял своего языка лживыми и неправедными речами; возлюбив небесное, сторонился всего земного. Не раз видел ангелов, предстоящих Господу, святых; видел сатану и его ангелов, преданных вечному огню; созерцал блаженство праведных. Скончался он около 450 г.
Блаженный Константин был митрополитом Киевским. Он занял кафедру митрополита в 1155 г. при Юрии Долгоруком, вместо удаленного Климента. После смерти Юрия между князьями начались споры, кто должен быть митрополитом - Константин или Климент. Видя несогласие князей, св. Константин удалился в Чернигов, здесь скоро заболел и умер. Перед смертью он дал черниговскому епископу грамоту и просил после смерти его исполнить написанное в ней. Оказалось, что там было написано, чтобы тело его не погребли, а бросили на съедение псам. Никто не знал, как поступить. Не желая нарушать волю завещателя, оставили тело без погребения. Так лежало оно три дня, и все это время в Киеве происходили страшные грозы с бурями и землетрясением, а в Чернигове стояла прекрасная погода. Тогда князь приказал похоронить с честью тело святителя в храме Спаса, и после того грозы прекратились. Св. Константин скончался в 1159 г.
Убиение великого князя Игоря Олеговича Черниговского. Святой князь жил в XII в., в то печальное время, когда нередко из-за отчин восставал князь на князя, даже брат на брата, дети на отца и отец на детей. И многие из доблестных князей пострадали в это время от властолюбия своих родственников. Святой князь Игорь увлекался духом времени и, забыв евангельское учение, участвовал в междоусобицах и проливал кровь единоплеменников. Наконец, он занял великокняжеский престол в Киеве. Но киевляне, по неприязни к роду Олеговичей (потомков Олега), возбудили против него переславского князя Изяслава, и Игорь был побежден и заключен в темницу. Тут князь понял всю суету земной славы, каялся в том, что по честолюбию пролил много крови своих же братьев — русских людей, допускал много несправедливостей и жестокостей, плакал о своих грехах и решился посвятить себя Богу. Изяслав освободил его из заключения и он, приняв схиму в киевском Федоровой монастыре, проводил время в посте и молитве. Скоро снова произошла усобица между князьями, и у некоторых из киевлян родилась мысль убить Игоря. «Смерть Игорю! Он враг нашего князя и наш!» - закричали они и бросились к монастырю. - «Не делайте, дети, греха, иначе навлечете на себя гнев Божий!» - убеждал толпу Климент, митрополит Киевский. Толпа не послушалась архипастыря. Игорь в это время был на литургии. Ворвавшись в храм, злодеи сорвали с него мантию и выволокли из храма. «За что хотите убить меня как разбойника? Видите, я монах теперь, а не князь», - говорил им Игорь; но злодеи долго влачили его по земле и, наконец, умертвили. Это было в 1147 г. При виде неминуемой смерти св. князь просил позвать духовника, но злодеи не исполнили его желания. Тело убиенного князя было отнесено в церковь. Ночью сами собою зажг-лись лампады, висевшие над гробом князя, а во время погребения над храмом был виден светлый столб, и при этом гремел гром и тряслась земля. Народ раскаялся в своем злодействе. В 1150 г. мощи св. Игоря перенесены были в Чернигов, в храм Спаса в тереме.
Преставление благоверного князя Феодора Ярославича. Он был братом св. Александра Невского. В 1228 г. отец оставил их обоих в Новгороде как представителей княжеской власти. Но новгородцы очень скоро взбунтовались, и князья вынуждены были удалиться от них. В это время пожар истребил почти половину города, и начало умирать множество людей, так что новгородцы просили великого князя Ярослава снова послать княжить у них сыновей своих Феодора и Александра, и он согласился. Отцу хотелось женить Феодора, и уже избрана была невеста. Все было готово к браку; собрались и гости, но внезапно жених умер. Тело Феодора с великим плачем было погребено в Юрьевом монастыре. В 1614 г. шведы, при разграблении монастыря, ища сокровищ, нашли тело князя совершенно нетленным, и так и оставили у церковной стены. От мощей происходили исцеления. Тогда мощи святого князя были перенесены в Софийский собор, где они и почивают открыто.
Преподобный авва Дорофей был человек весьма образованный; он составил много душеполезных поучений. «Когда начинал я учиться, - пишет о себе св. Дорофей, - то очень тяготился учением. Но когда стал принуждать себя, то Бог дал мне такое старание, что за книгой я забывал все и всех». Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. С великой любовью и неутомимо служил больным и странницам, в больнице и странноприимнице при монастыре. Впоследствии основал свой монастырь, где был игуменом. Скончался около 620 г.
В этот день празднуется обретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599 г.) - их память вспоминается также 12 июня, где и помещены сведения о них; память пре-подобного Петра Коришского (Сербского) (около 1275 г.); мученика Марка (1801 г.).
В этот день празднуется Игоревская икона Божией Матери (1147 г.).