Мученик Иустин философ жил во II в., родился в Самарии от родителей греков. От природы получил прекрасные дарования и любовь к наукам; родительские средства давали ему возможность предпринимать далекие путешествия для образования. С ранних лет он поставил себе задачей обрести истину, разрешить вопрос о Боге и посмертной судьбе человека, так как ложная языческая религия не удовлетворяла его души, жаждавшей истины. Сначала он искал истину в разных философских школах. Остановился было на философии Платона, которая в чем-то близка к христианскому учению, но случайно встретившийся с ним на берегу моря старец доказал ему несостоятельность Платоновой философии, а указал истину в христианском учении - в богодухновенных писаниях древних пророков и новейших учителей, апостолов Христовых. «Но ты прежде всего, - заключил старец, -молись, чтобы отверзлись для тебя двери света: истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог и Христос». Тогда Иустин начал читать пророческие и апостольские книги, в них нашел истину и удовлетворение своей души и принял крещение. Познав христианскую истину, он решил посвятить все свои силы и познания тому, чтобы и других научить этой истине. С этой целью он странствовал по всей Римской империи. Кроме того, задачей Иустина было защищать христианство перед иудеями, язычниками и еретиками. Иустин даже подал римским императорам две апологии (то есть сочинения) в защиту христианства. Но такая ревность о Боге стоила Иустину жизни. В Риме его схватили и представили на суд к городскому префекту Рустику. Рустик принуждал Иустина принести жертву идолам и за непослушание приказал бить и обезглавить. Это было в 166 г. Мощи св. Иустина находятся в Риме, в церкви Зачатия Богородицы в монастыре капуцинов.
Мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан и мученица Харита пострадали в Риме, одновременно с Иустином Философом, в 166 г. Они были усечены мечом.
Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Дионисий много трудился, устраивая обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения Духовных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители преподобный основал еще Сосновецкую, недалеко от Глушицкой, а за две версты от нее - общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то как возможем терпеть вечные муки?» Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыне и часто приходил к ней для размышлений. Перед смертью Дионисий обратился к братии: «Братья и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения». Сказав эти слова, он осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком.
Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI в. Если кто-то из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав, и травы эти, по молитве святого, становились целебными. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Помогая больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, поэтому его называли безмездным врачом.
Во времена св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некий армянин. При одном взгляде на безнадежного больного он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, он сказал, что через два дня Агапит непременно умрет. «В том только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца», -возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через три дня, а через три месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи.