Мученик Тимофей жил в III в., во время гонения от Диоклетиана. Он был церковным чтецом в Вифаиде, в селении Перанейском. В его ведении находилось много книг, употреблявшихся при богослужении и вообще для назидательного чтения. Гонители христиан, зная, как любят христиане эти книги, особенно старались уничтожить их. Вскоре после брака с Маврою он был представлен язычниками к правителю Ариану. Прежде всего Ариан потребовал от него выдачи церковных книг. «Делай со мной что хочешь, но книг я не дам, потому что они для меня жизнь и радость. Когда я читаю их, то представляю, что беседую с Богом и святыми». Правитель после того требовал, чтобы Тимофей принес жертву идолам, но он сказал: «Я христианин и никогда не поклонюсь твоим богам». Тогда воткнули в уши Тимофея два острых раскаленных железных прута, и он ослеп. «Я лишился очей телесных, говорил тогда мучителям Тимофей, но у меня есть духовные очи, которыми я вижу Господа своего Иисуса Христа». Правитель узнал, что Тимофей недавно женился, призвал к себе жену его и велел ей убедить мужа отречься от Христа. Мавра начала было убеждать мужа; но когда Тимофей сказал ей: «Оставь земное и суетное и иди со мною на подвиг, за который мы удостоимся венцов нетленных от Спасителя нашего. Не щади своей молодости, не бойся мучений», то Мавра сказала: «Я готова умереть вместе с тобою». Ариан велел мучить и ее, а затем распять их обоих лицом друг к другу. Девять дней висели они на крестах и в это время беседовали о Боге и о вечной блаженной жизни на небе. Мощи их покоятся в Константинополе.
Преподобный Феодосии был основателем КиевоПечерской обители, именуемой Лаврой. Родился в городе Василеве, недалеко от Киева. С юных лет показал великое благочестие: каждый день ходил в церковь, любил читать священные книги, не любил детских игр и нарядов. 13 лет лишился он отца и много скорбей перенес от матери, женщины грубой, за свое благочестие. Мать думала более о земном, чем о небесном, желала, чтобы сын ее жил, как живут другие его сверстники, и бранила его, когда он поступал благочестиво. Феодосии, заметив, что в храмах иногда не служат литургию изза недостатка просфор, сам готовил их у себя дома. Мать била его, заставляла прекратить это занятие, находя его неприличным для своего сына. Когда сделал он себе вериги для умерщвления плоти, мать с гневом сорвала вериги и жестоко избила его. Наконец, Феодосии решился покинуть родительский дом и ушел в Киев, явился в пещеру к подвижнику Антонию и слезно просил принять его к себе в иноки. «Видишь, как мрачны и тесны эти пещеры? А ты еще молод, не перенесешь скорбей на этом месте», сказал Антоний Феодосию. «Сам Господь привел меня к тебе, я буду исполнять все, что прикажешь», отвечал Феодосии. Тогда постригли его в иноки. Феодосию было в это время 24 года. Это было в 1051 г. Скоро мать Феодосия узнала, что он в Киеве и, увидев сына, бросилась к нему на шею, рыдала и говорила: «Я не могу жить без тебя. Иди в дом и спасайся там; после смерти моей воротишься сюда». Но св. Феодосии убедил и ее постричься в монахини. Строго и примерно подвизался в обители Феодосии: соблюдал весьма строгий пост, работал не только за себя, но и за других, в храм являлся раньше и выходил оттуда позже всех; иногда в знойную ночь обнажал тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, а сам в это время работал или пел псалмы. Когда Антоний ушел в другую пещеру, то братия единодушно избрала Феодосия в игумены. Число братии начало увеличиваться, и положено было построить открытый целый монастырь. Князь Изяслав отдал под монастырь всю гору, которая находилась над пещерою Феодосия. Соорудили церковь, построили много келий и обнесли все это оградой (забором). Вот начало КиевоПечерской лавры. Это было в 1062 г. Лавра называется Печерской от пещер, в которых прежде жили иноки. Св. Феодосией был заведен строгий Студийский устав. И сделавшись игуменом, он не оставлял своей строгой трудовой и смиренной жизни. Нередко сам входил в хлебную, месил тесто и пек хлебы. Спал он сидя, и то очень мало. Каждую ночь обходил все келий, и если кого заставал на молитве, благодарил Бога, а если слышал разговаривающими двухтрех вместе, то наутро делал кроткие выговоры, нередко со слезами. Великий князь Изяслав очень любил св. Феодосия, бывал и сам у него и нередко приглашал к себе во дворец для беседы. Многие из бояр и вельмож имели его своим духовным отцом, и он не страшился обличать их пороки и преступления. Св. Феодосии отличался и благотворительностью: для бедных и больных он построил близ монастыря особый дом и содержал их на монастырские средства; каждую субботу посылал воз хлеба в темницу; притесняемые в суде находили в нем защитника. В 1073 г. Феодосии распространил монастырь и заложил величественный храм Успения, сам копал ров для основания, но едва успел возвести основание, как скончался. Это было в 1074 г. Феодосию было 65 лет. «Я обещаю всегда быть с вами духовно», говорил он скорбящей братии, когда прощался с нею перед смертью. Мощи его сначала были положены в пещере, а в 1091 г. перенесены в великую церковь, где и покоятся доселе.
Преподобный Петр жил в конце IX начале X вв. в Коринфе. За святость жизни поставлен был епископом Аргосским. Скончался в глубокой старости. В 1421 г. мощи его перенесены в Павилию, где и почивают, источая миро и совершая чудеса. При открытии гроба его с мощами земля сотряслась, и воздух наполнился благоуханием.
КиевоПечерская икона Успения Пресвятой Богородицы одна из древнейших. Она была вручена Самою Богородицею грекам, избранным Ею для построения КиевоПечерского храма. Явившись сим грекам в 1073 г. во Влахернском храме в Константинополе и посылая их в Киев строить храм во имя Свое, Богородица дала им икону, чтобы была местного в том храме, а также и золото на построение. Эта икона находится в главном лаврском храме над царскими вратами и ежедневно между раннею и позднею обедней спускается для богомольцев. Называется КиевоПечерской по имени храма. Среди всех бедствий, коим в различные времена подвергалась КиевоПечерская обитель, икона сия сохранилась невредимою; украшена она очень богато. В Успенской церкви КиевоПечерской лавры на стене алтаря находится еще чудотворный образ Божией Матери, называемый Печерским. В 1085 г., когда украшали храм, образ явился сам собою, к изумлению иконописцев. На нем Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с Богомладенцем, и коленопреклонно молящиеся предстоят Ей преподобные Антоний и Феодосии, печерские чудотворцы. По сторонам стоят два ангела.
Свенская Печерская икона Божией Матери так называется потому, что находится в Брянске орловской епархии в Свенском мужском монастыре. Икона эта принесена из КиевоПечерской лавры в 1288 г. черниговскому князю Роману, жившему в Брянске. Когда князь Роман ослеп и услышал о чудесах от Печерской иконы Богородицы, то послал в Печерский монастырь просить, чтобы отпустили к нему в Брянск чудотворную икону. Икона была отпущена. Во время плавания, когда пришлось с иконой провести ночь на реке Свене, утром не оказалось иконы в лодке, а нашли ее близ реки на горе, на дубе. Когда же сообщено было об этом явлении князю, то он поспешил отправиться к иконе пешком и получил исцеление, на месте же явления иконы соорудил храм и затем устроил монастырь. На иконе изображена Пресвятая Богородица, Которая восседает на троне и поддерживает Спасителя, благословляющего обеими руками. По сторонам трона стоят свв. Антоний и Феодосии, киевопечерские чудотворцы, со свитками в руках.