Св. пророк Иеремия, один из четырех великих пророков, был сыном священника Хелкии из г. Анафофа, находившегося близ Иерусалима. Жил за 600 лет до Р.Х. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни. Когда Бог призвал его к Своему служению, то объявил, что Он еще прежде рождения его предназначил его быть пророком. Иеремия отрекался, ссылаясь на свою молодость и неумение говорить. Но Господь обещал быть всегда с ним и охранять его; потом коснулся уст его и сказал: «Вот, Я влагаю слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы (...) губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10). С этого времени Иеремия начал обличать иудеев за отступление от истинного Бога и грозить им бедствиями самой опустошительной войны. Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить нечестие и возвратиться к истине. Все это время он становился то в воротах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только было много народа, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но на все увещания отвечали ему насмешками, ругательствами, даже покушениями на его жизнь. Тогда, в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителям Иерусалима: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу его на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Я накажу и царя вавилонского и его народ за их беззакония, и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Чтобы изобразить предстоящее иудеям рабство, Иеремия, по велению Божию, надел на свою шею и носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили в темничный ров, наполненный тиною. Один богобоязненный эфиоп лянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка изо рва и таким образом спас ему жизнь. По разрушении Иерусалима Навуходоносор позволил Иеремии жить где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима и в печальных песнопениях оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собою они увлекли Иеремию и там побили его камнями. Св. пророк Иеремия оставил две книги: Книгу пророчеств и Плач. Он предсказал пришествие Спасителя Царя из рода Давидова, Который принесет новый завет и спасет Иуду и Израиля. Имя Его будет Господь.
Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске, Калужской губернии, и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар: дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске, и принял крещение. На 20 году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни: в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии.
Священномученик Макарий был митрополитом Киевским и всея Руси. До посвящения в митрополиты был настоятелем Виленского Троицкого монастыря. Став митрополитом, св. Макарий святительствовал недолго. В 1497 г. он отправился в Киев, чтобы осмотреть древнее место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути его убили татары. Мощи его прославились нетлением и покоятся в КиевоСофийском соборе.
Преподобный Герасим родился в ПереяславлеЗалесском, 13летним отроком был пострижен в монашество. 26 лет подвизался он под руководством св. Даниила, память которого 7 апреля. Когда же начала распространяться о нем слава, то, любя смирение и уединение, он удалился в дремучий Дорогобужский лес. Затем, по особенному откровению Божию, перешел на Болдину гору в 15 верстах от Дорогобужа, и здесь основал монастырь в 1530 г. Св. Герасим был в высшей степени трудолюбив: сам носил камни и глину для храма и келий, молол жерновом рожь, часто за других пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии одежду, прислуживал больным. Он основал еще два монастыря в Вязьме и Брынском лесу. Скончался св. Герасим в 1554 г. Мощи его почивают под спудом в Болдинской обители.
О Византийской иконе Богородицы читайте под 7 апреля.
Царевококшайская икона Пресвятой Богородицы находится в монастыре, устроенном на месте явления ее, в 15 верстах от г. Царевококшайска, Казанской епархии. Явилась она в 1647 г. одному земледельцу. Богоматерь изображена на иконе с женами мироносицами, поэтому икона называется еще Мироносицкой.
В этот день празднуется память святой благоверной Тамары, царицы Грузинской (начало XIII в.) ее память празднуется также в Неделю женмироносиц; преподобномучеников Афонских Евфимия (1814г.), Игнатия (1814 г.) и Акакия (1816 г.).
В этот день празднуются иконы Божией Матери Андрониковская (XIV в.) она празднуется также 22 октября, и «Нечаянная радость» празднуется также 9 декабря и в Неделю Всех Святых.