Девять мучеников: Феогнид, Рут, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон пострадали в Кизике. Это был древний и славный город при Гелеспонтском проливе, отделяющем Азию от Европы. Когда в III в. при императоре Диоклетиане настало гонение на христиан, святые девять мучеников смело, сами исповедуя веру Христову, обличали язычников и увещевали принять христианскую веру. Раздраженные язычники привели их к правителю города. Тот подверг их разным мучениям и приказал отсечь им головы. При императоре Константине Великом, который объявил христианскую веру господствующей, мощи святых мучеников были обретены нетленными и положены в храме в Кизике; от них совершалось множество чудес. В XVII в. частицы от мощей уделены были для русской Церкви и положены в Кизической обители, близ г. Казани.
Мученики Диодор и Родопиан диакон пострадали в III в. при Диоклетиане, в Афродисии карийской, за распространение веры между язычниками. Их побили камнями.
Преподобный Мемнон с юных лет начал служить Богу. За свою примерную жизнь в монастыре был избран в настоятели и удостоился дара чудотворения, отчего и назван чудотворцем. Однажды в сухой безводной пустыне он извел из земли источник, несколько раз спасал мореплавателей от потопления, прогонял словом саранчу и творил другие чудеса.
В этот день празднуется память (преставление) мученика Иоанн Влаха (Валаха).
Святой мученик Иоанн Влах, или Валах («Румын»), жил в XVII в. Он был родом из Валашской области Олтении. Однажды валашский господарь (властитель) Михня Водэ решил перебить всех турок, находившихся на территории Валахии в отместку за учиненные в его стране беззакония и грабежи. Собрав войско, он исполнил свое заветное желание.
Узнав о таком поступке своего вассала, разгневанный турецкий султан поднялся войною на Валашское господарство. Османы опустошили всю страну и увели в плен около 50 тысяч румын, среди которых был и 15-летний Иоанн, о котором пишет в своих повествованиях о мучениках некий чиновник Константинопольского патриархата Иоанн Кариофил.
Молодой румын был красивым и умным, глубоко верующим. Турки разделили между собой узников. Иоанн попал в руки одного жестокого и любодейного воина. Помимо тяжелой дороги, голода, усталости пленные претерпевали избиения и всякого рода надругательства.
Будучи принуждаем турком к содомскому греху, блаженный Иоанн воспротивился, исповедуя, что является христианином и ненавидит нечис-тые похоти язычников. Исполнившись ненависти, турок хотел применить насилие, однако молодой христианин, утвержденный ревностью по Христе, ударил нечестивца, который тотчас скончался. Соратники убиенного, схватив Иоанна, надели на него железные оковы, в которых Иоанну приш-лось добираться до Константинополя несколько месяцев.
В Константинополе турки отдали юного исповедника в рабство жене убиенного им воина. Эта женщина, пленившись красотой Иоанна, соблазняла его и склоняла к принятию ислама, убеждая отречься от веры во Христа.
Тогда блаженный Иоанн, помолившись со слезами Спасителю и Его Пречистой Матери, ответил: «Я верую в истинного Бога и желаю отдать свою жизнь за Христа более, нежели принять ваше заблуждение и жениться на тебе!» После этого Иоанн был заключен в темницу, где подвергся многочисленным пыткам, но остался непоколебимым в вере и был приговорен к смерти.
29 апреля/12 мая 1662 г. он был повешен турками. Исповедник Христов Иоанн Румын принял свой нетленный мученический венец, предав душу свою в руки Господа нашего Иисуса Христа, которого он с ранних лет возлюбил всем сердцем своим.
С 1956 г. память святого празднуется также в Русской Православной Церкви.
В этот день празднуется память преподобного Оптинского старца Нектария.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1856 г. в г. Ельце Орловской губернии в бедной семье. Его родители рано умерли. В юности он работал в лавке богатого купца, а в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 г, он пришел в Оптину пустынь, неся в котомке одно лишь Евангелие. Принял Николая преподобный старец Амвросий. После их беседы, которую преподобный Нектарий никому не открывал, он навсегда остался в скиту и стал духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а за советом ходил к преподобному старцу Амвросию. Первым его послушанием было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келлия, выходившая дверью в церковь, где он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов. Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно: в 1887 г. он был пострижен в мантию, в 1894 г. рукоположен в иеродиакона, а в через четыре года -в иеромонаха. В 1912 г. Оптинская братия избрала его в старцы. К преподобному Нектарию на исповедь и за советами стремились преимущественно монашествующие и интеллигенция. После революции и окончательного закрытия монастыря в 1923 г. преподобный Нектарий был арестован. По выходе из тюрьмы он жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий скончался 29 апреля 1928 г. и был похоронен на местном кладбище. 3/16 июля 1989 г. состоялось обретение его нетленных янтарно-желтых благоуханных мощей, его мантия также оказалась нетленной.
Иеросхимонах Нектарий, последний соборно избранный Оптинский старец, подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
В 1996 г. в числе других Оптинских старцев он был причислен клику местночтимых святых; канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.