Преподобномученик Никон, епископ, сначала служил воином в г. Неаполе. Мать его была христианка, убеждала и его принять христианство и при этом говорила: «Если тебе случится быть в опасности во время войны, то оградись крестным знамением, и ты будешь невредим среди битвы». И вот однажды во время сражения, вследствие своей храбрости, он со своей дружиной врезался в середину неприятельского войска. Погибель была неизбежна, но он вспомнил слова матери, от души осенил себя крестным знамением и обещал принять Христову веру, если сила креста сохранит его. Господь сохранил Никона, и он крестился. Крестился он во Фракии от кизического епископа Феодосия, скрывавшегося тут со многими иноками от гонителей-язычников. Здесь поселился и Никон и начал вести жизнь подвижническую. Феодосии перед своей кончиной вручил ему 190 иноков. Никон с этими иноками отправился в Сицилию и на пути туда похоронил свою мать в Неаполе и обратил ко Христу 9 воинов, своих бывших товарищей. Во время гонения от Декия всех их ©удили за веру Христову и отсекли им головы. Это было в 251 г.
Преподобный Никон был игуменом Киево-Печерским. Он пришел в пещеру к Антонию, основателю Киево-Печерской обители, уже иноком и священником. Князь киевский Изяслав разгневался на него за то, что он постриг без его ведома любимых его бояр Варлаама и Ефрема. «Уговори их, - сказал князь Никону об этих своих любимцах, - воротиться из обители». - «Я не могу отнимать воинов у Царя Небесного», - отвечал св. Никон князю, а сам поспешил удалиться из Киева. Он нашел себе уединенное место близ Тмутаракани (Тамани) и здесь основал обитель, которая во многом была похожа на Печерскую. Отсюда он возвратился в Киев, где поселился в обители св. Феодосия и во всем подчинялся его уставу. Святые Феодосии и Никон очень любили друг друга. После Феодосия св. Никон был игуменом в его обители. В его управление обителью в 1083 г. пришли к нему из Константинополя иконописцы, присланные, как они говорили, явившимися им с сонмом видений свв. Антонием и Феодосией; а греческие купцы привезли мозаику на украшение печерской церкви, и церковь была расписана и украшена. Никон скончался в Киеве, в пещере прп. Антония.
Мученик Филит был одним из римских сановников. Пострадал за веру со своим семейством: женой Лидией и детьми Македонией и Феопрепием, в Иллирике, при царе Адриане, во II в. Мучеников били железными прутьями и затем бросили в кипящее масло, но они остались невредимыми. Тогда святые мученики просили себе у Господа смерти и с молитвой скончались. С ними пострадали святые Кронид коментарисий (чиновник) и Амфилохий вождь, которые уверовали во Христа, видя твердость Филита с семейством.
Преподобный Пахомий Нерехтский был сын священника из г. Владимира на Клязьме. Будучи отроком, он любил ходить в Рождественский монастырь в городе и пожелал сам поступить в иноки. После смерти отца 12-летним отроком Пахомий постригся. Ему дано было нелегкое послушание - служить на кухне, и он охотно нес его, а ночи проводил в молитве. Когда в 1365 г. была устроена в городе обитель в честь Константина и Елены, то св. Пахомия поставили сюда в игумены. Но ему как любителю безмолвия не нравилась жизнь в городских монастырях, и он тайно ушел оттуда. Отыскав уединенное место в Костромской губернии, близ селения Нерехты, он упросил жителей селения уступить ему участок земли и основал здесь монастырь. Правилом для иноков он поставил труд обрабытывания земли и сам подавал всем пример. Скончался Пахомий в 1384 г. Вскоре после смерти он явился иноку-иконопиоцу и сказал: «Напиши мой образ. Господь сопричислил меня к лику святых. Скажи об этом и братии». В 1764 г. обитель святого обращена в приходскую церковь.
Василий Мангазейский был сыном торговца в Ярославле. В 19 лет, поступив на службу к купцу, он отправился с ним в Сибирь для торговли. Любострастный хозяин стал принуждать его к удовлетворению своей страсти. Но Василий, будучи человеком очень богобоязненным и нравственным, отказался от этого. Тогда хозяин обвинил его в краже. На суде, когда Василий говорил, что он невиновен, жестокий хозяин ударил его в висок связкой ключей и убил. Это было в 1602 г., в первый день Пасхи. Судья велел тело его, положив в гроб, бросить в болото. Прошло 50 лет, но тело и гроб оставались поверх болота невредимыми, и тут начали совершаться чудеса. В 1670 г. св. Василий явился старцу Тихону, основавшему обитель на реке Енисее, в 500 верстах от места смерти его, и повелел перенести свое тело в его обитель. Так и было сделано, и при этом совершилось много чудес.
В этот день празднуется память святителя Вассиана I, архиепископа Ростовского (1481 г.).