42 Мученика амморийские: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Милиссен, Каллист, Васой и другие, были знаменитыми военачальниками греческого царя Феофила. Во время осады сарацинами малоазийского города Аммории, во Фригии, из-за измены одного из вождей амморийских они были взяты в плен врагами. Семь лет томились они в плену в оковах. Здесь их не раз убеждали принять магометанскую веру; но когда пленные сказали, что они скорее готовы претерпеть мучения и смерть, нежели отречься от веры Христовой, то им отрубили головы и бросили в реку Ефрат. Это было около 845 г. Но тела святых мучеников скоро оказались на берегу реки с прильнувшими к ним главами и были погребены христианами. Не остался без наказания и изменник, из-за которого погибли мученики. «Ты изменил своему отечеству, можешь изменить и нам», - сказали ему сарацины и убили его.
Преподобный Аркадий подвизался на острове Кипр в IV в. Он был духовным руководителем святых мучеников Иулиана врача и Еввула (память 3 и 6 февраля), пострадавших около 310 г. от Юлиана Отступника. Скончался он мирно.
Преподобномученик Конон жил в городе Иконии, в Малой Азии, в III в. Когда в день рождения сына Конона умерла его жена, он предался посту и молитве, а затем раздал бедным все свое имущество и удалился вместе с малолетним сыном в монастырь. Здесь св. Конон обращал многих ко Христу. Когда узнал об этом начальник области и гонитель христиан Домитиан, то принуждал Конона отречься от Христа и принести жертву идолам. Когда же Конон оставался непреклонен, то Домитиан обратился к его сыну со словами: «Отец твой уже насладился жизнью, поэтому неудивительно, что он не дорожит ею; а ты только начинаешь жить: зачем же тебе подражать отцу?» Но когда и сын отказался исполнить требование Домитиана, то он приказал жестоко мучить и сына и отца. Мученики переносили страдания и благодарили Христа за то, что Он удостоил их пострадать за имя Его. Домитиан приказал распилить их деревянной пилой. Св. мученики обрадовались, услышав такой приговор, и в самом начале казни скончались. Тела их погребены были в монастыре, где они подвизались.
Преподобный Аркадий подвизался на острове Кипр в IV в. Он был духовным руководителем святых мучеников Иулиана врача и Еввула (память 3 и 6 февраля), пострадавших около 310 г. от Юлиана Отступника. Скончался он мирно.
Преподобномученик Конон жил в городе Иконии, в Малой Азии, в III в. Когда в день рождения сына Конона умерла его жена, он предался посту и молитве, а затем раздал бедным все свое имущество и удалился вместе с малолетним сыном в монастырь. Здесь св. Конон обращал многих ко Христу. Когда узнал об этом начальник области и гонитель христиан Домитиан, то принуждал Конона отречься от Христа и принести жертву идолам. Когда же Конон оставался непреклонен, то Домитиан обратился к его сыну со словами: «Отец твой уже насладился жизнью, поэтому неудивительно, что он не дорожит ею; а ты только начинаешь жить: зачем же тебе подражать отцу?» Но когда и сын отказался исполнить требование Домитиана, то он приказал жестоко мучить и сына и отца. Мученики переносили страдания и благодарили Христа за то, что Он удостоил их пострадать за имя Его. Домитиан приказал распилить их деревянной пилой. Св. мученики обрадовались, услышав такой приговор, и в самом начале казни скончались. Тела их погребены были в монастыре, где они подвизались.
Ченстоховская икона Богородицы находится в монастыре близ г. Ченстоховы, в 217 верстах от Варшавы, отчего сама икона и монастырь называются Ченстоховскими. Предание говорит, что эта икона написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и находилась первые три века. Св. царица Елена, обретшая крест Христов 6 марта 326 г., получила в дар от верующих эту икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя икона была перенесена в Россию князем Львом и поставлена в Бельзском замке, где прославилась чудесами. Так, когда татары, вторгнувшись в Россию, осадили замок Бельз, то икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, и из раны истекла кровь, что остается видным и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой бесчисленное множество их начало умирать, так что они поспешили снять осаду замка. После сего чуда Владислав, князь польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ города Ченстоховы. Владислав соорудил там монастырь и в 1352 г., перенесши туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.
В этот день празднуется обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326 г.) и перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1229 г.), память которого празднуется также 1 апреля (под этим числом помещено его житие) и 28 апреля.
В этот день празднуется память преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720), основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Его общецерковное почитание установлено определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (август 2000 г.) за его праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа; непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг (ранее память его как местночтимого святого совершалась в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 г.). Память преподобного празднуется также 29 мая.
В этот день празднуется иконам Божией Матери «Благодатное небо» (XIV в.) и Шестоковской (XVIII в.).
Преподобный Павел исповедник был епископом в г. Плусиаде, в Вифинии. Он жил во времена гонения на иконы, в IX в., много потерпел за иконопочитание, был сослан в заточение, где и скончался.
Преподобный Павел жил в TV в. Он называется Простым по причине необыкновенного своего простосердечия и незлобия. Был женат, но, узнав о неверности жены, оставил ее и удалился в пустыню к св. Антонию Великому. Так как Павлу было уже 60 лет, то Антоний, указывая ему на это, говорил, что в таком возрасте трудно начинать отшельническую жизнь. Но Павел три дня стоял у кельи подвижника, говоря, что умрет здесь, но никуда не уйдет. Антоний заставил его плести веревку из финиковых ветвей и шить одежду и несколько раз расплетал веревку и распарывал одежду, говоря, что он сделал недостаточно хорошо. Св. Павел терпеливо и смиренно переплетал веревку и перешивал одежду. Тогда Антоний, увидев способность преподобного к пустынножительству, построил для него келью возле себя. Здесь св. Павел подвизался с безответным послушанием св. Антонию и удостоился дара чудотворения и прозорливости.
Преподобный Емелиав - уроженец г. Рима. С юных лет и до старости вел жизнь развратную, не думая о душе. Наконец пришел в себя, удалился в монастырь, где удивил братию своим смирением, постом и послушанием, так что настоятель слышал голос Божий с неба: «Емелиан, отпускаются тебе грехи твои!» - и видел небесный свет на главе его.