Священномученик Феодот был епископом в городе Киренее, на острове Кипр. Жил в начале IV в., в царствование жестокого гонителя христиан Лициния. Прежде, нежели стал епископом, своей проповедью он обратил ко Христу множество язычников острова Кипр. Когда правитель острова, ненавистник христиан, подобный Лицинию, Савин приказал привести Феодота к себе на суд, то святитель, узнав об этом и не дожидаясь прихода посланных, сам явился к правителю. Феодота всячески мучили и наконец бросили в темницу, чтобы придумать для него лютейшую казнь. Но в это время воцарился Константин, гонения на христиан прекратились; объявлена была свобода верования, и Феодот, освобожденный из темницы, снова начал епископствовать в Киренее и через два года скончался. Это было в 320 г.
Св. Арсений был епископом в Твери. Здесь он и родился от благочестивых, богатых и знатных родителей. Получил высокое по тогдашнему времени образование. Но ни богатство, ни знатность рода, ни образование не прельщали Арсения: он с ранних лет стремился к Богу. И со смертью родителей начал расточать имение на бедных и убогих, так что многие смеялись над ним и укоряли его в безрассудной расточительности. Расточив имущество и отпустив на волю своих крепостных, Арсений удалился в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Здесь днем он исполнял трудные монашеские послушания - рубил дрова, носил воду, готовил пищу, - а ночью молился. Скоро он был посвящен в иеродиаконы и взят митрополитом Московским Киприаном заведовать письменными делами по митрополии. Затем по желанию князя Михаила Александровича рукоположен во епископы в Тверь. Сначала святой не соглашался на принятие высокого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство. 20 лет он управлял тверской паствой, служа для нее первым примером во всем добром. Св. Арсений примирял враждующих князей. Основал в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тмаки, в урочище Желтикове, монастырь. Сам приготовил для себя гроб из большого камня. Скончался в 1409 г. Через 80 лет мощи его обретены нетленными и почивают в Желтиковом монастыре.
Преподобный Агафон подвизался в Египте, в Скитской пустыни. Жил в V в.
Мученик Троадий, будучи юношей, пострадал в Неокесарии, при Декии. Кончину его зрел духом св. Григорий Неокесарийский (память 17 ноября).
Мученица Евфалия дева, рожденная в Сицилии, за веру Христову была убита собственным братом, воеводой Сирмилианом в 257 г.
Преподобные Савватий Тверской и ученик его Бвфросин жили в XV в. Св. Савватий основал пустынь (ныне с. Савватиево) в 15 верстах от Твери. Он был весьма строгий подвижник. Святые подвижники Корнилий Комельский (память 19 мая) и Иосиф Волоколамский (память 9 сентября) приходили к нему поучиться иноческой жизни. В одном из бывших монастырских храмов стоит доселе гробница св. Корнилия. Св. Ефросин был достойным учеником и подражателем св. Корнилия. Многие князья и бояре приходили к нему для назидания. Для уединения удалился он на один из островов Ладожского озера, но и здесь не обрел его, так что снова возвратился в Савватиеву пустынь. Скончался св. Евфросин во второй половине XV в.
Преподобные Савва и Варсонофий Тверские подвизались в Саввинском монастыре, основанном ими в 1397 г. в 20 верстах от Твери (ныне село Саввино). Св. Савва отличался строгостью в отношении к нарушителям монастырского устава, но был в высшей степени незлобив к тем, которые оскорбляли его лично. Скончался он около 1467 г. Св. Варсанофий отличался необыкновенной нестяжательностью. Он наизусть знал Священное Писание и так глубоко понимал смысл его, что тогдашний митрополит Фотий не раз просил его изъяснить то или иное место в нем. Скончался он в глубокой старости.
В этот день празднуется память святителя Варсонофия, епископа Казанского. Он вспоминается также 11 апреля (в день его блаженной кончины) и 4 октября, под этим числом помещено его житие.
В этот день также празднуется память мучеников 440 Италийских (около 579 г.).
В этот день празднуется Державная икона Божией Матери (1917 г.).
Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 г. в церкви Вознесения села Коломенского близ Москвы. Крестьянке Евдокии Адриановой из деревни Перервы Бронницкого уезда несколько раз во сне было указано идти в село Коломенское для обретения иконы Божией Матери. В первом сне - 13 февраля - она, хотя ничего и не видела, но ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной - пусть молятся». Второй раз после усердной молитвы о помощи и разъяснении сна Адрианова увидела во сне белую церковь, а внутри ее узнала Царицу Небесную в виде величественной женщины, восседающей там. Сопоставляя первое сновидение со вторым и зная точно, куда ей нужно идти и какую белую церковь отыскать, раба Божия Евдокия поговела, приобщилась Святых Тайн и пустилась в путь.
2 марта 1917 г. Евдокия Адрианова нашла церковь в селе Коломенском, виденную во сне. Настоятель храма о. Николай Лихачев, к которому она обратилась, разрешил ей осмотреть все иконы в церкви и сам сопровождал ее; но, вероятно, поначалу доверия к ее сну не имел.
Когда они не нашли ее в храме, о. Николай предложил посмотреть иконы, сложенные по разным причинам в подвале. Среди них они выбрали самую большую, покрытую вековой пылью икону. Решили омыть ее и к своему удивлению увидели, что на ней ясно проступило изображение Божией Матери, сидящей на троне. Младенец Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. Владычица держит в одной руке скипетр, в другой державу, а голове ее украшена короной. Красная мантия, или порфира, на плечах Божией Матери отделана зеленой подкладкой. Необычайно строгий лик Богоматери придает ей царственный вид.
Адрианова признала в этой иконе виденную ею во сне, упала на колени и поклонилась Владычице. По ее просьбе священник сейчас же отслужил молебен с акафистом перед обнаруженной иконой, а Евдокия Адрианова со слезами благодарила Владычицу.
Слух о вновь найденной иконе быстро распространился. Богомольцы стали стекаться из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. Икону возили в тот год на фабрики и заводы, в другие церкви. С большим торжеством икона была встречена великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами в Марфо-Мариинской обители в Москве. Только по воскресным и праздничным дням икона оставалась в селе Коломенском.
Прошло несколько лет - и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся перед ее списками по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изымались из церквей.
Подлинник иконы после закрытия храма Вознесения Господнего в Коломенском в 1929 г. был передан в Государственный исторический музей, где все годы хранился в запасниках. 27 июля 1990 г. икона была возвращена Церкви и помещена в храме во имя Казанской иконы Божией Матери бывшего села Коломенского, ныне вошедшего в состав Москвы.