Святой Мелетий был епископом в Антиохии. Жил в
IV в. и, подвизавшись в борьбе с еретиками-арианами, так восстановил их против себя своими обличениями, что не раз низводили его с епископской кафедры. Председательствовал на II Вселенском Соборе в 381 г. против Македония, который учил, что Дух Святой ниже Бога Отца и Сына. Скончался мирно прежде окончания собора. Однажды, когда Мелетий говорил весьма убедительную проповедь против ариан, то архидиакон, зараженный арианством, дерзнул зажать его уста; тогда святитель показал народу три перста, потом два из них согнул, а один оставил в прямом положении.
Св. Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в миру назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем стал митрополитом. При нем Россия была под татарским игом. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала болезнью глаз. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; путь же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану. По прибытии туда он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее святой водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, он устроил в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник — Евангелие, переписанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре. Святитель Алексий скончался в 1378 г. на 86 году жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу за стеклом облачение.
Святой Антоний был архиепископом в Константинополе. Жил в IX в., во время гонения на иконы. Будучи 12 лет, он поступил в обитель и был строгим подвижником и много помощи оказывал бедствующим, так что весьма часто сам бедствовал. В 833 г. был поставлен в патриархи, в 895 г. скончался, и от мощей его было много чудес.
Преподобная Мария, переименованная Мариной, была дочерью благочестивого христианина Евгения, жившего в Вифинии, в Малой Азии. Евгений, овдовев, удалился в монастырь близ Александрии и оставил малолетнюю дочь и имущество на попечение своего друга, но очень скучал по дочери, так что даже ходил навестить ее. Тогда Мария решилась идти в монастырь вместе с отцом, остригла волосы, оделась в мужскую монашескую одежду и с именем Mapина на поступила в монастырь. В это время Марии было 14 лет.
В обители юный подвижник Марин удивлял всех своей благочестивой жизнью. Но св. Марии пришлось пострадать от злой клеветы. Дочь содержателя гостиницы, где однажды Марии пришлось остановиться, потеряв честь, обвинила в том Марина перед своими родителями. Родители явились к настоятелю монастыря и требовали наказания Марину. Тогда настоятель выгнал Марию из монастыря, но она, не желая открыть свой пол, хоть и со скорбью, но с полной покорностью оставила монастырь и три года провела под открытым небом близ монастыря. К ней был принесен и новорожденный ребенок, и она взяла его, как собственного, и кормила подаянием. Наконец, Мария снова была взята в обитель с ребенком. Здесь, как бы для заглаждения греха, по приказанию настоятеля, исполняла самый низкий род послушания: очищала нечистые места, мыла белье и служила всем. Скоро св. Мария скончалась, и тогда уже узнали, что это был не Марин, а Мария, и удивлялись такому великому терпению ее. Виновница испытаний св. Марии не осталась без наказания от Бога. Она была мучима бесом, но, придя в монастырь, раскаялась в своем грехе против Марии, и, по молитвам братии, св. Мария исцелила ее.
Икона Пресвятой Богородицы ознаменовала собой первое чудо во времена гонения на иконы в IX в. Она принадлежала некой благочестивой и богатой вдове, жившей с единственным сыном в городе Никее. Когда воины, посланные царем отбирать и уничтожать иконы, явились к этой женщине, то она дала им денег и просила оставить ей икону до утра; после молитвы ночью вместе с сыном отнесла икону на взморье и пустила на воду, и икона, стоя прямо, поплыла по волнам. Между тем вдова посоветовала сыну скрыться от преследования царских воинов. Юноша удалился и поступил в иноки на Афоне. Здесь рассказал он о иконе. Прошло много времени; где находилась икона - неизвестно, но предание о ней хранилось на Афоне. И вот однажды афонские иноки увидели огненный столп, восходящий от моря до неба. Оказалось, что этот столп был над иконой, стоявшей на воде. Иноки хотели подплыть к иконе, чтобы взять ее; но она, по мере приближения пловцов, стала удаляться. Тогда иноки собрались в храм и молились о даровании им чудесной иконы, и Сама Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому иноку Гавриилу и повелела идти по водам и принять Ее икону для обители. Старец открыл сон настоятелю, и все отправились на берег с крестным ходом. Старец Гавриил пошел по морской воде и удостоился принять чудесную икону. Икона сия названа Иверской по имени монастыря, который удостоился принять ее. На иконе на правой ланите лика Пресвятой Богородицы виден след раны. Она, как говорит предание, нанесена иконе одним из варваров уже в Иверской обители, и при этом истекла из раны и запеклась кровь. У нас в России есть несколько списков Иверской иконы, прославленных чудотворениями. Особенно чтится имеющийся в Москве в особой часовне, при Воскресенских воротах. Наши благочестивые цари и лица Царственного дома, посещая Москву, имеют обычай останавливаться для молитвы пред сей чудотворной ико-ной. В часовню к иконе ежедневно стекается множество богомольцев, и жители Москвы с благоговением принимают ее к себе в дома. 12 февраля празднуется Иверской иконе в память принесения второго списка с нее в Иверский Свято-Озерский монастырь в 1656 г.; празднуется еще 13 октября в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 г.; еще во вторник на Пасхе вместо празднования в день явления иконы 31 марта и 27 апреля.