Священномученик Харалампий был епископом в г. Магнизии, в Фессалии, жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих язычников, за что и вызвали его на суд к городскому начальнику Лукиану. Тот подверг его разным мукам за непреклонность в вере. Его повесили на дерево и строгали тело острым железом. «Благодарю вас, братья, - говорил при этом мученик, - острогавши тело, вы обновили мой дух». Видя все это, двое из слуг Лукиана, Порфирий и Ваптос, обратились ко Христу; им отсекли головы. В то же время убиты были три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа. Наконец, сам император Септимий Север, гонитель христиан, подверг Харалампия страшным мукам, но мученик все терпел. Видя терпение его, дочь Септимия Галина уверовала во Христа и убеждала к тому же своего отца. Но император осудил на смерть священно-мученика. «Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня в Царствии Твоем», - сказал святой, подняв глаза к небу, и скончался до усечения мечом. Галина с честью погребла его тело.
Мученицы Бннава, Валентина и Павла пострадали в царствование Максимина в 308 г. от Фирмилиана. Они все происходили из Палестины: Еннафа - из Газы, Валентина и Павла - из Кесарии.
Преподобный Прохор Печерский был родом из Смоленска, подвизался в Киево-Печерской лавре. Он принял на себя следующий подвиг: не ел обыкновенного хлеба, собирая лебеду, сам приготовлял для себя из нее хлеб и тем питался до самой смерти. Еще при жизни Господь прославил его чудотворениями. Однажды в его время, вследствие междоусобиц и нападения половцев поля остались незасеянными, и настал большой голод. Прохор более прежнего начал собирать лебеду и, приготовляя из нее хлеб, раздавал нуждающимся, и этот хлеб казался для них слаще и вкуснее пшеничного. В это же время в Киеве случился недостаток в соли, и он снабжал бедных жителей солью, обращая в соль золу. Сам великий князь киевский Святополк почитал Прохора. Скончался св. Прохор в 1107 г. Мощи его почивают в Антониевых пещерах в Киеве.
Святые Иоаким, Лука, Герман, Григорий, Мартирий, Антоний, Василий и Симеон - все были епископами Новгородскими. Иоаким был первым епископом. Он был из числа тех священников, которых привез с собой из Греции князь Владимир, когда сам крестился и решился просветить крещением Русь. Он своими кроткими внушениями много содействовал новгородцам в отвержении идолов. Строил храмы. Построил храм (деревянный) во имя св. Софии, на месте низверженного Перуна, и церковь Рождества Богородицы. Открыл школу. Скончался в 1030 г. В конце XVII в. мощи его перенесены в каменный Софийский собор.
Лука был преемником Иоакима. Он первый из русских удостоился епископского сана (в 1035 г.). В его время в Новгороде вновь сооружен знаменитый Софийский собор. Спустя 500 лет после его смерти мощи его обретены нетленными и перенесены в Софийский собор.
Герман сначала подвизался в Киево-Печерском монастыре. Основал в Киеве, на Берестове, Спасский монастырь. Погребен в Софийском соборе.
Григорий, в миру Гавриил, был родной брат и преемник архиепископа Новгородского Иоанна, с которым он трудился в устроении Благовещенской обители на острове Мячире в 1179 г. Управлял паствой недолго и оставил по себе память доброго пастыря и покровителя вдов и сирот. Скончался в 1193 г. Мощи его обретены в 1258 г.
Мартирий был сначала игуменом Спасского Старо-Русского монастыря, который он и основал. Избран был в епископы по жребию.
В его время произошел страшный пожар в Новгороде, и святитель много содействовал успокоению новгородцев. После пожара построил много церквей. Скончался в 1199 г. Погребен в притворе собора св. Софии.
Антоний, в миру Добрыня, был одним из богатых и знаменитых городских граждан и отличался благочестием и добродетельной жизнью. Преставился в 1231 г. Мощи его почивают в приделе Софийского собора.
Симеон по жребию был избран в архиепископы из простых иноков Хутынского монастыря. В его время появилась и в Новгороде моровая язва. Святитель с собором духовенства обошел весь город, совершая моление о прекращении язвы, и язва начала слабеть.
Однажды он усмирил сильный мятеж, выйдя к народу в сопровождении духовенства, со святыми иконами и благословив народ крестом. Оружие и шлемы упали на землю, и вместо ярости на лицах у всех отобразилось умиление. Святитель преставился в 1421 г. и погребен в Софийском соборе.
Преподобный Лонгин Коряжемский жил в XVI в. и первоначально подвизался в Обнорской обители св. Павла. Затем он вместе с другом своим Симоном удалился вверх по реке Вычегде и в 10 верстах от г. Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в лесу построил келью и часовню. Когда же собралась к нему братия, то основалась обитель. Скончался он в 1540 г. Мощи его почивают под спудом.
Празднование Огневидной иконы Пресвятой Богородицы. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена одна, без Богомладенца Иисуса.
В этот день также празднуется память святой благоверной княгини Анны Новгородской (1056 г.).