Климент был епископом в галатийском городе Анкире в IV в. Овдовев, мать св. Климента устремила всю свою заботу на воспитание сына в благочестии. Но и она жила недолго. Умирая, она предвидела гонение на христиан от Диоклетиана и завещала Клименту не щадить себя для Христа. Скоро в Галатии открылся страшный голод, так что язычники бросали детей своих по дорогам. Св. Климент брал этих несчастных детей к себе в дом, кормил их и учил христианской вере, а сам начал вести строгую благочестивую жизнь, за что избрали его в чтецы, затем рукоположили в диаконы и пресвитеры. Св. Климент обратил многих ко Христу. Когда Диоклетиан открыл гонение на христиан, то правитель Галатии потребовал к себе святого Климента и сначала ласково убеждал его отречься от Христа, указывая на почести за отречение. «Ты ошибаешься, соблазняя нас, христиан, почестями, - отвечал св. Климент. - Честь вашу мы считаем бесчестьем, а бесчестье и муки за Христа — радостью и утешением». Тогда правитель приказал повесить его и резать тело ножами, а затем бить по лицу. Священномученик благодарил мучителя за то, что он удостоил его таких же мучений, какие терпел сам Христос. Изрезанного и избитого, его бросили в темницу. Правитель решил отправить св. мученика к самому царю, думая, что он устрашится царя. Диоклетиан тоже хотел прельстить Климента земными сокровищами, но напрасно. Тогда приказал привязать его к колесу и вертеть колесо. Когда тело святого поднималось на колесе кверху, то били его палками, а когда опускалось вниз, то задевало за вбитый в землю кол. Святой молился Богу и оставался целым и здоровым, так что многие, воскликнув: «Велик Бог христианский!» -приняли христианскую веру. Диоклетиан приказал заключить Климента в темницу. Сюда приходили многие из язычников и просили святого епископа крестить их. Тогда царь приказал казнить всех приходивших к Клименту, а его самого отправить в Никомидию к Максимиану, чтобы тот подивился ему, как редкости, потому что, как ни терзали его, он все оставался невредимым. Максимиан отправил Климента к истязателю, правителю Агриппину. Агриппин подверг страшным мукам его и вместе с ним ученика его, юношу Агафангела; но оба они остались твердыми среди мучений. Между тем и здесь многие, видя, что Господь сохраняет святых, уверовали во Христа. Тогда император Максимиан не знал, что делать со святым Климентом, и велел отправить его вместе с Агафангелом на родину его, в Анкир, к князю Курикию. Мучил их обоих и Курикий, но бесполезно. Наконец, он приказал их обезглавить. Св. Клименту отсекли голову в то время, когда он совершал бескровную жертву в церкви перед престолом. Мощи св. Климента находятся в Константинополе.
Святой Павлин Милостивый был епископом Ноланским в Италии. Жил в конце IV - начале V вв. Происходил из знатной фамилии. Имея прекрасные дарования, получив высокое образование, он 20-летним юношей стал сначала римским сенатором, а затем консулом и, наконец, губернатором области в Кампании. Приняв христианскую веру, св. Павлин совершенно переменил образ жизни: продав свои богатые имения и раздав все деньги бедным, он начал терпеть добровольную нищету. Тогда друзья и знакомые стали презирать его; даже слуги смеялись над ним, но он переносил все это. Затем св. Павлин предался уединенной жизни и скоро принял сан пресвитера, а потом избран был в епископы в г. Нолу. Во время его епископства вандалы напали на Италию и, опустошив города, увели многих в плен в Африку. Св. епископ начал выкупать пленных. Однажды, когда просила его бедная вдова о выкупе ее сына, он убедил ее отвести его самого в качестве выкупа. Благодаря этому князь вандальский отпустил всех пленных, когда св. Павлин предрек ему царский престол, и он узнал, что св. Павлин не простой человек, а епископ. Скончался св. Павлин в 431 г. будучи 78 лет. Мощи его хранятся в Риме.
Преподобный Мавсим ради спасения принял добровольную нищету и посвятил себя на служение ближним. Оставив себе только одну, и притом ветхую, одежду, все, что имел, отдавал нуждающимся. Жил в хижине, двери которой не запирались, и всякий, кто имел нужду в помощи или совете, входил к нему, когда угодно. Бог удостоил святого даром чудотворения: в хижине его стояли два сосуда, один с хлебом, другой с маслом, из которых святой раздавал хлеб и масло бедным, и сосуды не оскудевали. Жил св. Мавсим в г. Кире в IV в.
Преподобный Саламан был молчальником. Найдя себе пещеру на берегу реки Евфрата, жил в ней в молчании. Епископ ближайшего города, узнав о высокой жизни подвижника, хотел посвятить его в пресвитеры, вошел в его пещеру и поведал ему свое желание.
Но св. молчальник не сказал ни одного слова епископу. В другой раз жители города перевели его в хижину на другую сторону Евфрата - и тут святой продолжал свое молчание. Так он прожил до конца своей жизни. Жил св. Саламан в конце IV в.
Преподобный Геннадий Костромской происходил из Литвы. С юных лет он полюбил храм Божий, за что родители называли его церковником. Тайно оставил родительский дом, поселился было в Новгороде, в Свирской обители святого Александра, но святой Александр направил его к святому Корнилию Комельскому, в вологодские леса. Со временем святой Геннадий ушел в костромской лес, на Сурское озеро, и здесь основал обитель. Он любил писать иконы, которыми украсил свою обитель. Господь удостоил его дара чудотворения и прозрения будущего. Он предсказал Анастасии Романовне, что она будет царицей. Св. Геннадий скончался в
1565 г. В 1646 г. были открыты нетленные его мощи, кои покоятся в его обители под спудом.
23 января вспоминается VI Вселенский Собор, бывший в г. Константинополе в 681 г. против лжеучителей: патриарха антиохийского Макария, римского папы Гонория и других, признававших в Иисусе Христе одну волю. Эти еретики называются монофелитами, с греческого - единовольниками.
Собор Костромских святых (празднование установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена 4 апреля 1983 г.).
В этот день также празднуется перенесение мощей святителя Феоктиста, епископа Новгородского (1786 г.).