Регионы

Случайное изображение

99st-monastery.jpg

25 января

Св. Григорий Богослов был архиепископом в Константинополе. Назван Богословом за свои сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, и о Святом Духе. Жил святитель Григорий в IV в. Родился он по молитвам благочестивой матери Нонны. Молясь, Нонна обещала посвятить сына Богу и, когда родился Григорий, все свои силы употребила на то, чтобы воспитать его в вере и благочестии, и начала это с самых ранних лет, когда младенец еще едва только стал понимать беседу матери. Когда Григорий возрос, то любимыми занятиями его сделались чтение Слова Божия и молитва. Однажды во сне, в видении, он видел двух дев в белых одеждах, которые, назвав себя, одна чистотою, а другая целомудрием, приглашали его служить Богу сими добродетелями и за то обещали поставить его пред сиянием Самой Святой Троицы. С этого времени Григорий дал обет целомудрия. Для высшего образования родители отправили его в Афины. Здесь в школе св. Григорий встретился со св. Василием Великим (память 1 января), и они крепко подружились, так что жили вместе и совершенно одинаковой благочестивой жизнью. «Я изучал все науки, - говорил о себе св. Григорий, - с тем, чтобы ими служить Богу». По окончании образования св. Григорий возвратился в родительский дом. В это время отец его уже был епископом в Назианзе, и он посвятил Григория в пресвитеры. В 372 г. св. Василий Великий, бывший уже епископом в Кесарии, прибыв в Назианз, поставил св. Григория в епископы в город Сосимы. Когда арианская ересь усилилась в Константинополе, то некоторые из православных убедили св. Григория прибыть туда для защиты православия. Прибыв в Константинополь, он не нашел ни одной церкви у православных: все они принадлежали арианам, и святитель устроил храм в доме своих родственников. Когда раздалась в этом храме проповедь св. Григория, то начало приходить такое множество слушателей, что храм не вмещал их. Св. Григорий назвал этот храм Анастасией, то есть воскресением, так как здесь он как бы воскресил православие в Константинополе. Ариане, видя свое поражение, возмущали против него народ и не раз покушались на его жизнь.
Св. Григорий прославился своей высокой жизнью. По желанию императора Феодосия и народа Григорий был избран на Константинопольскую кафедру и председательствовал на II Вселенском Соборе. Но когда на Соборе произошел раздор по поводу этого избрания, то святитель добровольно отказался от Константинопольской кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе, - сказал святой Григорий, слагая с себя сан, - для спасения корабля (то есть Церкви), и я готов жертвовать собою». После сего святитель Григорий посвятил себя строгой пустыннической жизни: жил среди утесов около зверей, ходил босыми ногами, носил худую одежду, спал на голой земле и никогда не возжигал огня, чтобы согреть свое тело. Он оставил много замечательных сочинений. Подобно Василию Великому и Иоанну Златоусту называется Великим и вселенским учителем. Почил он в 389 г. Мощи его перенесены в Константинополь в 950 г. В настоящее время они находятся в Риме, в базилике святого Петра. Нога находится в Хиландарском монастыре, глава - в Ватопедском, на Афоне, часть мощей - в московском Успенском соборе.
Преподобный Поплий был сенатором. Жил в IV в. Раздав имение неимущим, он удалился в пустыню Сирийскую, где около его пещеры, с согласия его, спасались несколько подвижников; святой Поплий был руководителем их. Скончался он на 80-м году.
Мученица Фелицата с семью сыновьями: Ианнуарием, Феликсом, Филиппом, Сильваном, Александром, Виталием и Марциалом, явилась к языческим судьям и объявила себя христианкой. Когда мучили ее детей, она, подобно ветхозаветной Соломонии (1 августа), укрепляла их в страданиях за Христа и сама пострадала. Это было около 164 г. Мощи мучеников почивают в Риме, где они пострадали.
Моисей. был архиепископом в Новгороде в XIV в. Родился он там от благочестивых родителей и с юных лет возлюбил благочестие. Придя в возраст, тайно от родителей ушел в Тверской Отроч монастырь. Скоро святого возвели в сан иеродиакона, потом — иеромонаха, а в 1325 г. - и архиепископа в Новгороде. Тяжелым было то время, когда св. Моисей епископствовал. Новгородцы часто заводили междоусобицы, пожары истребляли дома и храмы. Татары, опустошавшие русскую землю, угрожали и Новгороду. Любя уединение, св. Моисей на некоторое время оставлял кафедру и удалялся в пустыню. При нем построено было несколько церквей и монастырей в Новгороде. Он был ревностным и добрым пастырем: своими поучениями утверждал паству в вере и благочестии, защищал вдов и сирот, помогал бедным. Скончался в 1362 г.
Со времени святителя Моисея уцелели до наших времен два Евангелия, переписанные по его распоряжению. В одном писцы прямо говорят, что если встретятся в их труде ошибки или искажения, то свв. отцы исправляли бы их. А в другом имя Иисуса встречается написанным и без сокращений и с сокращениями: 1исъ, Шсъ, 1с, Исъ.
В 1686 г. мощи св. Моисея обретены нетленными и доныне открыто почивают в Сковородской обители и источают врачевание преимущественно женщинам в их болезнях.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали» находится в Москве, в церкви св. Николая, что на Пупышах; полагают, что принесена она в Москву казаками в царствование Алексея Михайловича, в 1640 г. Благоговейное почитание этой иконы особенно проявилось во время чумы в Москве в 1771 г.
Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 г. в селе Малые Морошки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника (отец его также впоследствии принял мученическую кончину). В 1874 г. он окончил Киевскую Духовную академию и служил преподавателем в Тамбовской семинарии, а затем - священником в г, Козлове. В 1886 г. после смерти жены был пострижен в мантию, стал архимандритом и настоятелем Троицкого Козловского, а затем -Новгородского Антониева монастырей. 13 июня 1888 г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. Позднее занимал архиерейские кафедры: Самарскую и Ставропольскую, Карталинскую и Кахетинскую. С 1898 по 1912 гг. Святитель являлся митрополитом Московским и Коломенским. Именно он подписал постановление Святейшего Синода об открытии мощей святых Серафима Саровского, Питирима Тамбовского, Иоасафа Белгородского. Будучи духовным наставником и руководителем святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, содействовал ей в открытии в Москве Марфо-Мариинской обители. С 1912 по 1915 гг. он - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, затем был переведен на старейшую митрополичью кафедру в Киев. Как архиерея, занимавшего все главные митрополичьи престолы страны, современники часто называли святителя Владимира «митрополитом Всероссийским». В 1917—1918 гг. митрополит Владимир был почетным председателем Собора Российской Православной Церкви, 21 ноября/4 декабря 1917 г. он возглавил чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Церковные нестроения на Украине заставили святителя в начале 1918 г. вернуться в Киев, который вскоре был занят советскими войсками, а жители его подверглись жесточайшему террору. В ночь на 25 января/7 февраля 1918 г. священномученик Владимир, проживавший в Киево-Печерской лавре, был арестован отрядом красноармейцев и после пыток выведен из митрополичьего дома за пределы монастыря и жестоким образом убит неподалеку от монастырских стен.
Память святителю также празднуется в ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских).
Анатолий I (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 г. в семье диакона. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет в случае исцеления принять монашеский постриг. В июле 1853 г. он пришел в Оптину пустынь, его духовной жизнью руководил преподобный Макарий, а после его кончины — преподобный Амвросий. В 1862 г. он был пострижен в мантию с именем Анатолия. Его жизнь была посвящена трудам на пользу ближних и чтобы помолиться, побыть наедине с Богом, ему приходилось уходить в лес. Позже старец Амвросий стал посылать его в монастырскую гостиницу утешать скорбящих и стал постепенно вводить его в старческий труд. В 1870 г. он был рукоположен в сан иеромонаха, а на следущий год получил назначение настоятелем Спасо-Орликовского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к Оптиной заставила его отказаться от назначения. Он был назначен сначала помощником преподобного Амвросия, затем благочинным скита, а с 1874 г. стал скитоначальником и одновременно взял на себя окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный старец Амвросий свидетельствовал о преподобном Анатолии: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святаго Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. После кончины любимого старца Амвросия преподобный Анатолий начал быстро угасать; 15 декабря 1893 г. он принял схиму, а 25 января 1894 г. тихо почил при чтении отходной.
Иеросхимонах Анатолий, скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
В 1996 г. в числе других Оптинских старцев он был причислен клику местночтимых святых; канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Определением Архиерейского Собора 1992 г., 25 января/7 февраля (в случае совпадения этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него установлено совершать Собор новомучеников и исповедников Российских. На основании решения Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., определением Священного Синода от 30 января 1991 г. в этот день установлено поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

moscow1776.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info