Регионы

Случайное изображение

6hram-sv-martina.jpg

Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь

Монастыри на Святой Руси были издавна светочами веры, центрами духовного просвещения. Испокон веков шли люди на богомолье во святые обители, где в покаянном плаче очищали души свои, где вопрошали старцев-подвижников о своих духовных нуждах, получали душеспасительные советы, наставления, благословение, где находили душевное умиротворение, укреплялись духовно. Много святых обителей посвящено Пресвятой Богородице. Среди них распространены обители в честь честного Ее Успения.

Вскоре после погребения апостолам чудесно в небесной славе явилась Пресвятая Богородица и сказала, что будучи Богом вознесена на Небеса, не оставит Своею помощью верующих во Христа Бога до скончания веков.

Вот почему Праздник Успения Пресвятой Богородицы особенно почитается среди христиан - после Своего Преславного Успения Пресвятая Богородица является нашей всесильной Ходатаицей и Предстательницей о нас пред Богом. После Успения Пресвятой Богородицы святые апостолы продолжали евангельскую проповедь. Светом Христовой веры были просвещены языческие народы, населявшие просторы северного побережья Понта Эвксинского, как в древности называлось Черное море. Ранние христианские историки появление здесь христианства связывают с деятельностью святого апостола Андрея Первозванного. Через Причерноморье пролегали пути евангельской проповеди просветителей славянских святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

С самого начала Крещения Руси, в 988 году, на нашей земле появились монастыри. Со временем возникли они и в Причерноморье. В первой четверти XIX века на юге России появляется Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. История его возникновения связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони), Экзарха Молдовлахийскoro.

В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил.

При основании Одессы, в 1794 г., митрополит Гавриил совершил молебствие и положил первый камень «новому граду» и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими. Так было до 1837 года, когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 года, после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого , состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.

В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.

Митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода в 1814 году основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, за два года построив деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка. Но поскольку для постройки маяка требовались большие расходы, то окончание строительства маяка было передано гражданскому морскому ведомству, которое в 1827 году и завершило устройство маяка. Впоследствии маяк несколько раз перестраивался и был перенесен на другое место, так как ему угрожали обвалы.

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре - архиепископе Димитрии (Сулиме).

В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил. При этом ему было дано такое же право в священнослужении, каким в то время пользовались архимандриты ставропигиальных монастырей.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор был украшен богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню. Здесь в праздник Крещения Господня и в другие назначенные для этого дни совершается крестный ход и освящение воды.

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила небольшую, третью, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из сохранившихся архивных документов известно, что в 90-е годы XIX столетия она была перестроена и обновлена. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

В Крымскую войну 1853-56 годов братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении "нашествия иноплеменников", о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.

Среди архипастырей одесских особенно выделялся своей жизнью архиепископ Иннокентий (Борисов). Это был выдающийся иерарх, знаменитый богослов, гимнограф, строитель монастырей и скитов по всему югу России. Исключительное значение святителя Иннокентия для Одессы проявилось в Крымскую войну. Во дни особой опасности для города святитель Иннокентий служил молебны, совершал акафистное пение перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери, сам горячо молился, воодушевлял и укреплял народ проповедями, проявлял высокое мужество и пламенную веру в Бога. В народе сохранилась о святителе Иннокентии благодарная память. В 1997 году архиепископ Иннокентий был канонизирован Украинской Православной Церковью. В том же году произошло обретение его святых мощей, которые находятся сейчас в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

В XIX столетии Одесса становится довольно крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. По этому обстоятельству Свято-Успенский Одесский монастырь имел довольно большое значение для православных паломников, для жизни города и всего юга страны. Жизнь монастыря оказывала благодатное воздействие на духовное и историко-культурное развитие Причерноморья.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами. Первый викариат открыл святитель Иннокентий в 1853 году. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. Епископы же второго викариатства именовались Елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Буря, воздвигнутая октябрьским переворотом 1917 года, ворвалась в веками сложившуюся жизнь монастырей. Но до 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. Документы того времени крайне скудны. Но некоторые из них рассказывают нам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители, доносят до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая изобиловала дорогой утворью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 года, Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями. Они же рассказывают, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем узнать, какие находились в обители чтимые иконы. Это - икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе монастыря. В храме «Живоносного Источника» были две чтимые иконы: Божией Матери "Живоносный Источник" и "Похвала Богоматери". В Свято-Никольской церкви - Касперовский образ Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Более того, в этих документах имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает их ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты...»

После конфискации церковного имущества храмы опустели. Исчезла красота иконостасов, киотов, лампад, всюду царили разорение и опустошение. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, Правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли. Многие епископы, священнослужители и иноки запечатлели верность Христу Богу мученической кончиной. Среди них насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря преподобномученик Владимир - иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В родную обитель возвращаются бывшие ее насельники - уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов). Люди, за четверть века увидевшие плоды революции и отрицания Бога, стили приходить в монастырь и пополнять число монастырской братии. Монастырь начинает благоустраиваться.

В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.

Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя духовной школы. Многие воспитанники, проникаясь под благотворным влиянием монастырской жизни чувством особой любви к Богу и ревностью о спасении, решаются посвятить себя на служение Богу в иноческом чине и становятся насельниками монастыря.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня.

Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.

В период архипастырского служения Владыки митрополита сооружены деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршия резиденция, проведены новые коммуникации, обитель вымощена плиткой и подключена к газовой магистрали.

Важнейшие вопросы монастырской жизни решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.

Порядок богослужения в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Богослужебный суточный круг начинается с вечера. В 17 часов летом, зимой - в 16 часов благовест к богослужению собирает всех в монастырский храм, где совершаются службы Вечерни и Утрени. Поздно вечером совершается вечернее молитвенное монашеское правило. День в обители начинается молебном перед ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Затем совершается утреннее молитвенное монашеское правило, где монахи благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому свое служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию. Затем читаются Часы и совершается Божественная Литургия - средоточие всех служб церковных.

День проходит в различных послушаниях (в трудах). Труд сопровождается непрестанной молитвой. Внутренняя монашеская жизнь остается сокровенной от мира...

Многочисленные паломники прибывают в обитель со всех сторон нашей земли. Особым чувством, чувством глубокого покаяния, проникнуты в монастыре богослужения Великого поста. Люди стремятся в монастырь на исповедь - очистить душу от греховной скверны в Таинстве Покаяния. Множество людей стекается в монастырь в Страстной Четверг. В этот вечер монастырский двор озаряют сотни зажженных свечей, огонь которых верующие, по традиции, стараются донести домой. Приходят христиане и в в Страстную Пятницу - поклониться и приложиться ко святой плащанице. Идут люди вереницей в монастырь и в Светлое Христово Воскресение- на Святую Пасху Христову, прочувствовать пасхальную радость. Многолюдно и в монастырский храмовой праздник в Пятницу Светлой Седмицы, в день чествования иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Каждый человек, посещающий монастырь, начинает правильно осознавать свою связь с благочестивым прошлым - по-новому определяет содержание и назначение своей жизни, обретает смысл жизни человеческой на земле.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая "Млекопитательница". Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.

В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру. За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений. После блаженной кончины схиигумена, 24 декабря 1964 года, чудеса и исцеления происходили при его могиле на монастырском кладбище. 29 сентября 1994 г. произошло обретение мощей приснопамятного старца. Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы о жизни и подвижнической деятельности блаженнопочившего старца, рассмотрев свидетельства чудесных исцелений, совершившихся на его могиле, за святость жизни и в связи с несомненным почитанием старца народом Божиим, постановил причислить схиигумена Кукшу к лику местночтимых святых. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 года. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского. Православные люди, с верой приходящие ко святым мощам преподобного, по молитвам его получают исцеления и духовное утешение.

В связи с гонениями на Церковь в первой половине XX столетия исчезли архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 году в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон. Во второй половине XX столетия в монастыре подвизались следующие подвижники: иеромонах Дамаскин (Горбанев), иеромонах Иона (Цирута), монахи Мелитон (Педченко) и Тихон (Болгарин) были пострижениками Святой Горы Афон. Иеросхимонах Каллистрат (Голота), схиигумен Иоасаф (Кузняк), схиигумен Сергий (Капров), схиархимандрит Пимен (Тишкевич), архимандрит Власий (Сумин). Их отличало непрестанное совершение Иисусовой молитвы, смирение, послушание, трудолюбие, постничество.

Храня и продолжая духовные традиции православного монашества, Свято-Успенский Одесский монастырь руководствуется Уставом, который в свое время привезен был на Русь преподобным Афанасием Высоцким из Константинополя в XIV в. в Лавру преподобного Сергия Радонежского.

Свято-Успенский мужской монастырь живет своим, сложившимся, отличным от мира Уставом и ритмом. Жизнь монашеская - молитва и труд. И неведомо большинству человечества, что молитвами монахов сохраняются еще в многомятежном мире крупицы веры, добра, человеколюбия, сострадания, любви... Молитва о мире всего мира, в которых испрашивается "вышний мир и спасение душ", проходит через всю жизнь монаха. Молятся монахи о научении всех правде Божией, просвещении от мрака греховного и наставлении их на путь мира, о том, чтобы Господь привел заблудших к вере Православной, возвратил совращенных и отторгнутых от Святой Церкви, пробудил дремлющих в греховном сне к покаянию. Молятся монахи о том, чтобы Бог даровал мятущемуся миру мир, чтобы благословил, освятил, помиловал и спас каждую душу. Так же, как и в предыдущие века, идут люди на богомолье в монастырь, чтобы в покаянии очистить душу свою, излить свои печали, выяснить свои недоуменные вопросы, получить духовный совет, наставление и благословение на последующую жизнь. Братия монастыря под святительским омофором священноархимандрита обители митрополита Агафангела продолжает совершать свой монашеский подвиг, внося свою лепту в дело духовного просвещения и возрождения народного, храня православные традиции, единство и чистоту святой Православной Церкви.

Поиск по сайту

Наши соцсети

Пожертвование

Случайное изображение

3007.jpg
ИСТОЧНИКИ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ:
vidania.ru
svyato.info