Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь - православный монастырь на Чернечьей горе в Мукачево (Закарпатская область). Находится в ведении Мукачевской и Ужгородской епархии Украинской православной церкви. Адрес: ул. Северная, 2.
Время основания монастыря неизвестно. Согласно устному преданию и предисловию к Мукачевской хронике, монастырь был основан в XI веке. Документальные свидетельства о существовании монастыря относятся к 14 веку. Как свидетельствует Мукачевская летопись, князь Фёдор Корятович прибыл с Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года на службу к венгерскому королю Каролю I, который отдал ему во владение Мукачевскую доминию. На Чернечьей горе на берегу реки Латорица князь Фёдор Корятович построил деревянную церковь и небольшой корпус для монахов и дал монастырю 8 марта 1360 года грамоту, в которой закрепил за монастырём две деревни - Лавки и Бобовище вместе со всеми повинностями, а также десятую часть виноградника с гор Иван и Лемчовка и некоторые повинности с села Оросвигова и Мукачевского замка (однако, по мнению славяноведа А. Л. Петрова, эта грамота - фальсификат, хотя и очень старинный[1]). Первым игуменом, который упоминается в исторических документах, был Лука. С 1491 монастырь стал резиденцией закарпатских православных владык, которые объединили все Закарпатье в Мукачевской епархии.
Во время войны между австрийскими Габсбургами и трансильванскими князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен, тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Восстановление монастыря проходило в 1538-1550 годы при епископе Василии I и при помощи австрийского императорора Фердинанда I.
Монастырь был резиденцией православного епископа, в нём велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Монастырская школа сыграла важную роль в культурно-религиозной жизни Закарпатья.
В 1646 году на Закарпатье несмотря на сопротивление духовенства и мирян была принята уния с римской церковью. Это решение было принято в Ужгородском замке, где собрались 63 священника, при том что духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек.
В период принятия унии православным епископом, был Иоаникий (Зейкан, умер в 1684), который несколько раз изгонялся вместе с монахами из Мукачевского монастыря сторонниками унии. Во времена епископа Иоаникия, в 1661 году в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм, каменная ротонда (архитектор С.Пьяменс) на средства молдавского воеводы Константина Басараба. В 1664 году трансильванская княгиня, католичка София Батори окончательно изгнала епископа Иоаникия и передала монастырь грекокатолическому епископу Петру (Парфению). Епископ Иоаникий поселился в Имстичеве, где построил новый монастырь.
С того 1664 и до 1946 года монастырь находился в ведении католического монашеского ордена василиан. Настоящий каменный монастырь построен в 1766-1772 (архитектор Дмитрий Рац), а величественная Свято-Николаевская церковь в 1798-1804. В 1862 году в монастыре произошёл крупный пожар, последствия которого устранили до 1865 года. В 1920-х годах работу монастыря реорганизовали монахи-василиане из Галиции. При монастыре сохранялись ценная библиотека (свыше 6 000 редких книг и рукописей) и архив. В 1946-1947 году Мукачевский монастырь был возвращен православной церкви (Московский Патриархат) и стал женской обителью. В него перевели часть сестер из монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в с. Липча. Монастырскую библиотеку и архив передали в университетскую государственную библиотеку в Ужгороде и в областной архив Закарпатья. Первой настоятельницей монастыря была игумения Параскева (Прокоп, умерла в 1967), в схиме Нина. При закрытии в 1961 году монастыря в с. Липча его сестры переселились в Мукачево. Около пятидесяти лет духовником Мукачевского монастыря был архимандрит Василий (Пронин). В 2000-х годах в монастыре проживает около 80 монахинь. Управляет монастырём игумения Епистимия (Щербан), духовник монастыря с 1997 года - Феодор (Мамасуев) (с 2007 года - епископ Мукачевский и Ужгородский).
В монастыре хранятся икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская икона Божией Матери, привезенная с горы Афон, и рака с частью мощей преподобного Моисея Угрина, а также имеется множество частиц мощей других угодников Божиих.